120 ЛЕТ ИНТЕНСИВНОГО ПОСТУПАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

0

Каждый год казахстанские железнодорожники с нетерпением ждут первое воскресенье августа. Так как в этот день по традиции отмечается День железнодорожника. Ежегодно во всех структурных подразделениях, филиалах и дочерних организациях «Қазақстантеміржолы» в этот день проходят торжественные мероприятия, где чествуют отличников отрасли и присуждают различные награды.

День железнодорожника – это не только профессиональный праздник, но и возможность выразить признательность тем, кто обеспечивает надежную и безопасную работу железных дорог.

Железная дорога Казахстана отмечает в этом году свой 120-летний юбилей. С момента, когда по территории нашей республики прошел первый поезд, стальная магистраль сделала гигантский рывок вперед, и сегодня играет ключевую роль в экономическом развитии страны.

Годом основания железных дорог в Казахстане принято считать 1904-й, когда было запущено движение по первой трансказахстанской магистрали широкой колеи от Оренбурга до станции Кубек (Казалинск) на границе с Узбекистаном.

Однако, первые поезда по территории нашей страны проследовали на 10 лет раньше. В октябре 1894 года в эксплуатацию приняли 130-километровый участок узкоколейки между Уральском и Покровской Слободой, входящий в состав Рязано-Уральской железной дороги. По ней перевозили древесину и зерно из России, шерсть и шкуры – в обратном направлении.

Тогда же было открыто первое локомотивное депо в Уральске. Спустя четыре года по казахстанской степи пролегли 77 км узкоколейки Урбах – Астрахань.

Большое значение для развития Северного Казахстана имело строительство в 1891-1896 годах Транссибирской магистрали и ее 190- километрового «казахстанского» участка.

Эпохальным событием в истории железнодорожного транспорта Казахстана стала сдача в эксплуатацию легендарной Туркестано-Сибирской магистрали. До этого момента существовавшие в нашей республике дороги проходили в основном по ее западным и северным окраинам и не проникали в глубинные районы, где планировалось возведение крупных промышленных объектов.

Столь грандиозные планы требовали развития железнодорожного сообщения, при этом были и другие не менее важные причины для строительства Турксиба. Снабжая Россию хлопком, Средняя Азия, и в частности южные районы Казахстана, испытывали недостаток хлеба.

Тогда же на всю страну прозвучало имя первого инженера-путейца – казаха Мухамеджана Тынышпаева, участвовавшего в строительстве и смычке Турксиба. Позже, в 2000 году имя Мухамеджана Тынышпаева присвоят профильному ВУЗу Казахстана.

Турксиб способствовал освоению многих пустынных земель Казахстана и активизации его экономического развития.

До 1958 года Казахстан обслуживался шестью дорогами, имея только два управления – Турксибские и Карагандинские железные дороги, остальные находились за пределами Казахстана.

1 июля 1958 года образована самая крупная в СССР Казахская железная дорога. Железнодорожный транспорт за эти годы прошел большой путь масштабных преобразований – налажено собственное производство локомотивов, рельсов и комплектующих для предприятий отрасли.

Сегодня через Казахстан проходит 11 международных транзитных коридоров: пять железнодорожных и шесть автомобильных. Интенсивно развивается проект «Новый Шелковый путь», коридоры ТМТМ, Север – Юг. Растут объемы перевозок.

По итогам этого года ҚТЖ может поставить новый рекорд в истории Независимого Казахстана по грузообороту – порядка 260 млн тонно-километров.

Спустя 120 лет интенсивного поступательного развития железнодорожная отрасль продолжает вносить свой весомый вклад в становление и укрепление экономики суверенного Казахстана.

Отар – железнодорожная станция Алматинского отделения Казахстанских железных дорог. Расположена на участке Берлик I – Актогай, передаточная станция Алматинского отделения (следующая станция –рзд Кулжабасы уже относится к Жамбылскому отделению).

Станция осуществляет следующие пассажирские и грузовые операции:

продажа пассажирских билетов, прием, выдача багажа, прием и выдача мелких отправок грузов, требующих хранения в крытых складах станций, приём и выдача повагонных отправок грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках станций, прием и выдача грузов повагонными и мелкими отправками, загружаемых целыми вагонами, только на подъездных путях и местах необщего пользования, приём и выдача повагонных отправок грузов, требующих хранения в крытых складах станций, прием и выдача грузов в универсальных контейнерах транспорта массой брутто 3 и 5 т на подъездных путях (с оформлением перевозочных документов по правилам § 3), прием и выдача мелких отправок грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках станций.

Станция Отар сооружена при строительстве Турксиба. Открыта в 1931 году. В 1997 году была осуществлена электрификация переменным током напряжением 25 кВ участка Шу – Отар. В 2001 году — 25 кВ был электрифицирован участок Отар – Алма-Ата I. В 2013 году на станции осуществлен усиленный средний ремонт на 25, 26 путях в объеме более 1 км, проведен усиленный подъемный ремонт пути.

Ко Дню работников железнодорожной отрасли хотелось бы рассказать сначала о молодом, но перспективном железнодорожнике в четвертом поколении Азате Есентае и старшем операторе технического центра Наркуль Досалиевой, с которыми нам довелось познакомиться во время рабочей командировки в село Отар.

«Мой прадед принимал участие в строительстве Турксиба в 1929-1931 годах под руководством первого казахского инженера-железнодорожника Мухамеджана Тынышбаева. Дед 40 лет проработал на железной дороге, был начальником участка. Бабушка тоже работала здесь же. Мой отец вышел на пенсию, посвятив железной дороге 39 лет. Моя мама до сих пор работает дежурной по вокзалу. Так что можно смело сказать, что у нас династия железнодорожников», — начал беседу Азат.

После окончания СШ №41 в 2010 году выбор, кем стать, у молодого человека не стоял. Он твердо знал кем будет. Поступает в Казахскую академию транспорта и коммуникаций им. М.Тынышбаева. Свой трудовой путь Азат начинает с самых низов, с должности сигналиста на Отарском участке железной дороги, дальше был переведен на должность составителя поездов, затем был дежурным по парку, дежурным по станции, позже поработал помощником начальника Алматинского отделения дороги. В 2018 году в возрасте 25 лет был назначен начальником станции Алматинского отделения грузовых перевозок АО НК «Қазақстантеміржолы» и по сей день успешно трудится на этой должности.

«На нашей станции работает всего 400 человек. Есть 2 парка – четный и нечетный. В день к нам прибывает 15 пассажирских поезда из Алматы, 15 из города Тараз. А что касается товарных поездов, тут ситуация такая же: 30 поездов из Алматы, еще 30 из областного центра. У каждого поезда есть свои документы, мы их проверяем. Так же у нас есть охрана, которая проверяет товарные поезда. Трудности в работе, конечно же, есть. И больше всего внимания уделяется технике безопасности и безопасности людей», — говорит начальник.

Рассказывая о деятельности железной дороги нельзя не отметить, что основа любой компании, это кадры. Выражение «Кадры решают все» как нигде применимо на железной дороге. И поэтому хотелось бы отметить еще одного работника железнодорожной станции Отар — Наркуль Досалянову.

Наркуль Орынбаевна пришла работать в станцию молоденькой 19-летней девушкой в 1983 году. И вот уже 41 год трудится на разных должностях, но в одном месте. Сейчас она занимает должность старшего оператора технического центра. В ее обязанности входит контроль операторов ДСП (дежурный по станции), операторов технического центра, списчиков поездных документов. Эту должность Наркуль Досалянова занимает уже 15 лет.

«Начинала я работать еще при дедушке нашего нынешнего начальника Нуке Есентаевиче Тулесбаеве, потом работала с его отцом – машинистом тепловоза Жанатханом Нукеевичем. А сейчас уже с третьим поколением этой прекрасной династии работаю. Работа эта мне, конечно же, приносит большое удовольствие. Мой супруг Ержанат Далбаев также трудился на этой станции, сейчас является инвалидом 3-й группы и не работает по состоянию здоровья. Дочка Жанар и ее супруг тоже здесь работали, зять машинист 1-го класса. Они многодетные родители, воспитывают 4 детей», — рассказывает наша собеседница.

Помимо дочки, у женщины есть сын Бауыржан, который является военнослужащим и работает в пгт.Гвардейск. Он воспитывает троих детей.

У Наркуль Орынбаевны есть награды за труд: благодарственное письмо и юбилейная медаль к 90-летию Отарской станции. Но, хвалиться своими наградами наша героиня не любит, говорит, что работали тихо и спокойно и даже не думали просить какие-либо награды за это или премии. Уже в январе следующего года она выходит на заслуженный отдых с 42-летнем стажем работы.

В заключение, хотелось бы отметить, что преданность своему делу, профессионализм и понимание важности выполняемой работы помогают этим людям в их нелегком труде. А также хочется поздравить с профессиональным праздником тружеников железной дороги и пожелать им крепкого здоровья и семейного благополучия.

Мадина УЗБЕКОВА

Leave A Reply

Your email address will not be published.