В последние годы жамбылские фермеры сталкивались с жестокой засухой. В этом году природа сжалилась над ними. Тем не менее обилие весенних дождей — это не повод успокоиться и забыть о нехватке живительной влаги.
Мы попросили директора Жамбылского филиала РГП «Казводхоз» Казыбека Бедебаева рассказать о том, как проводится работа по обеспечению сельхозтоваропроизводителей поливной водой.
-Казыбек Кошкарбекович, расскажите, пожалуйста, об итогах проекта усовершенствования инженерных и дренажных систем ПУИД-2, который реализуется в регионе.
-Это очень важный и нужный проект, позволяющий восстановить существующую в регионе оросительную систему и ввести в оборот дополнительные сельхозземли.
Первая часть проекта — реконструкция системы канала Капал в Жамбылском районе. Она предусматривает восстановление оросительной сети на площади пять тысяч гектаров и находится на завершающем этапе. Подрядчиком выступает ТОО «Тамас». В настоящее время дополнительно ведутся работы по бетонированию четырех земляных каналов протяженностью 17,159 километра. Думаю, к осени все работы завершим. В данное время выполнено 90 процентов работ. Уже сейчас фермеры получают воду, которая поступает к ним на поля по реконструированным каналам, по новым лоткам без потерь. Осенью мы планируем провести анализ коэффициента полезного действиях каналов. Но уже сейчас видно, что КПД реконструированной оросительной системы повысился, вся вода доходит до полей.
-Но в этом году и условия благоприятнее, чем в предыдущие два сезона.
-Да, согласен. В апреле и мае выпало большое количество осадков. Это позволило сэкономить воду, которую сейчас подаем нашим потребителям.
В настоящее время мы завершили проект, рассчитанный на обеспечение водой пяти тысяч гектаров сельхозплощадей в Кайнарском и Сарыбулакском сельских округах Кордайского района. Заменили все лотки и гидросооружения. Теперь в этих округах благоприятная ситуация с обеспечением водой, ее потери исключены. Раньше, в 2018 году, по этому каналу мы не могли распределить 18 кубометров воды между всеми хозяйствами. Сейчас для всех нужд достаточно даже 14 кубометров, еще и резерв остается.
По третьей части проекта «Реконструкция системы Правобережного канала в Шуском районе» работы начаты в 2020 году, подрядчиком тогда выступила турецкая фирма. Но она не смогла выполнить контрактные условия. Комитет по водным ресурсам расторг договор с ней. Объявили новый конкурс на проведение работ, его выиграла иранская компания «Туннель Садд Ариана». Как показала наша детальная проверка на месте, работы ведутся в плановом порядке. Думаю, к следующему году восстановление 16 каналов и двух коллекторов будет завершено.
-Есть в планах строительство новых оросительных систем в регионе?
-Мы не будем придумывать велосипед. После распада Советского Союза нам досталось неплохое наследство, которое сегодня просто необходимо привести в порядок. Перед нами сейчас стоит важная задача — «одеть» все земляные каналы в бетон, чтобы в будущем рационально распоряжаться водой. К сожалению, мы наблюдаем тенденцию к сокращению ее объемов. Воду приходится беречь. Ведь если оставить оросительную систему в том состоянии, в котором она находится, мы по-прежнему будем пользоваться водой по остаточному принципу. Идя по земляному руслу, вода сначала компенсирует объем грунтовых вод, затем наполняет озера и пруды и только потом приходит к конечному потребителю. Наши проекты позволят воде миновать все промежуточные этапы. Мы стремимся создавать фермерам самые комфортные условия для того, чтобы они могли выращивать высокие урожаи сельскохозяйственных культур.
-Казыбек Кошкарбекович, а в каком состоянии сейчас водохранилища, состоящие на балансе Казводхоза?
-В настоящее время ведутся работы по реконструкции Тасоткельского водохранилища. В 2020 году они начались в рамках «Дорожной карты занятости». В этом году на завершение работ из республиканского бюджета выделено 1,315 миллиарда тенге. Подрядчик — фирма «Тараз Курылыс Инвест». По окончании реконструкции мощность этого водохранилища увеличится с 500 до 620 миллионов кубометров.
Нуждаются в ремонте плотины еще трех водохранилищ — Терс-Ащибулакское, Ынталы и Каракунуз. По Ынталы, которое находится в Сарысуском районе, тендер уже состоялся, победителем объявили СКА «Гранд канал». На реализацию проекта в 2022 году выделен в 361 миллион тенге, на 2023 год — 400 миллионов тенге. По окончании работ мощность данного гидросооружения составит 30 миллионов кубометров, а площадь водообеспечения — 3,8 тысячи гектаров. Работы должны начаться в следующем месяце.
На реконструкцию водохранилища Каракунуз необходимо 265 миллионов тенге, сейчас разработкой проектно-сметной документации на сумму 37,94 миллиона тенге занимается ТОО «Биосфера». Работы начнутся, когда проектно-сметную документацию утвердят в Минэкологии и природных ресурсов. После завершения проекта мощность водохранилища увеличится с восьми до 18 миллионов кубометров, а площадь водообеспечения составит шесть тысяч гектаров. На самом деле водохранилище Каракунуз — это незавершенный объект, который начали строить еще в советское время. Сейчас мы планируем нарастить его плотину, что позволит собирать в чаше гидросооружения больший объем воды.
Победителем на разработку проектно-сметой документации для ремонта плотины Терс-Ащибулакского водохранилища объявлено ТОО «Улмад». Стоимость данных работ — 45,832 миллиона тенге. Стоимость реконструкции — 860 миллионов тенге. Ремонт предполагается провести в следующем году.
Кроме этого, в регионе планируется строительство трех водохранилищ: Акмола на реке Талас на границе Таласского и Байзакского районов, Ргайты на реке Ргайты и Калгуты — на реке Калгуты в Кордайском районе. Суммарный объем этих водохранилищ составит 40,929 миллиона кубометров, общая стоимость проектов — 14,869 миллиарда тенге.
Реализация данных проектов, инициированных в рамках выполнения поручений Главы государства Касым-Жомарта Токаева, позволит в разы снизить нашу зависимость в получении воды из Кыргызской Республики. Особенно от недостатка воды страдают два района — Кордайский и Меркенский. Все встречи и договоренности, как правило, не приносят желаемого результата. В Кыргызстане используют остаточный принцип пропуска воды на нашу территорию. В первую очередь там обеспечивают потребности местных крестьян, а то, что остается, отправляют нам. В засушливые годы это практически ноль.
-Между тем перспективы по обеспечению водой жамбылских фермеров неплохие?
-Да. Сейчас акиматом области ведется работа по составлению проектно-сметной документации на реконструкцию каналов, не вошедших в ПУИД-2 и программу Европейского банка реконструкции и развития. Данные проекты будут профинансированы через Министерство экологии, геологии и природных ресурсов по государственной программе «Жасыл ел».
-Будем надеяться, что ситуация с обеспечением поливной водой будет с каждым годом улучшаться. А как быть с тем, что фермеры жалуются на высокую стоимость воды?
-А вы знаете, что наши услуги — одни из самых дешевых в мире? Их объем не покрывает даже один процент от произведенной фермерами продукции! В других странах этот показатель значительно выше.
Возьмем один гектар люцерны — очень влаголюбивой кормовой культуры. За полив этой площади посевов фермер платит 10-12 тысяч тенге в год. Между тем один тюк люцерны на первичном рынке сегодня стоит 400-500 тенге. С гектара можно получить 500 тюков сена. А в сезон фермеры делают три-четыре укоса. Вот и посчитайте, дорого это или нет. Это с одной стороны. А с другой данная платная услуга — это ведь и заработная плата наших сотрудников, это налоги, другие обязательные выплаты, и, кроме того, обеспечение материально-технической базы нашего филиала.
Думаю, вы согласитесь и с тем, что работники водного хозяйства не могут работать практически даром. Мы сейчас заинтересованы в привлечении молодых квалифицированных специалистов. Но кто из выпускников профильных вузов пойдет работать за 50-60 тысяч тенге в месяц? У нас еще четыре-пять лет назад наблюдалась большая текучесть кадров, потому что мы не имели возможности обеспечить своим сотрудникам достойные оклады. Сейчас положение изменилось в лучшую сторону. Но даже нынешние зарплаты нельзя назвать высокими.
Нужно понимать и то, что работа наших специалистов очень важна. С учетом высоких потребностей населения в поливной воде и, соответственно, немалых объемов работы, мы можем больше зарабатывать и таким образом поддержать свои кадры, дать дополнительную мотивацию, чтобы они работали и дальше во благо людей. Что касается текущего тарифа, то он сейчас вполне адекватный.
-Казыбек Кошкарбекович, мы говорили о воде, накопленной в водохранилищах. А как используются подземные воды?
-В этом году по проекту Европейского банка реконструкции и развития мы реализуем проект по восстановлению 46 скважин в Меркенском районе. Полученную воду будем подавать по Западной ветке Большого Чуйского канала. В этот канал вода раньше поступала из Кыргызстана, но в последние три-четыре года мы из соседнего государства не получаем практически ни капли. Протяженность данного сооружения с нашей стороны составляет 38 километров, а с кыргызской — почти 70. Тем не менее мы компенсируем нехватку воды подачей ее из Аспаринского и Меркенского подпитывающих каналов, чтобы фермеры могли поливать поля.
Сложность еще и в том, что у нас многие крестьянские хозяйства мелкотоварные. Нам удобнее было бы работать с крупными сельхозформированиями, когда имеется возможность подавать воду системно и с учетом требований со стороны аграриев. Кроме того, не все сельчане соблюдают севооборот. Скажем, в Жамбылском районе в этом году многие хозяйства посадили лук. Причем сделали это одновременно, следовательно, и полив производят в один и тот же период. Стоит ли удивляться тому, что вода, возможно, дойдет не до всех луковых полей? Отсюда и нарекания в наш адрес. Мы же со своей стороны делаем все, что в наших силах, чтобы поливная вода поступала в достаточном количестве.
Людмила МЕЛЬНИК
ДОВЕДУТ ДО ПОЛЯ. Не теряя ни капли живительной влаги
Next Post