ТРИ ЧИНАРА

0

В жизни руководителя филиала ОО Турецкого этнокультурного центра «Ахыска» Жамбылской области Кордайского района Камилы Дургаловой были и есть, несмотря на то, что давно ушли из жизни, три великих человека. Это ее предки – дедушки. Она их называет «мои три чинара».
Чинар или как это дерево еще называют, платан, известен с глубокой древности. В Азербайджане о великодушном и щедром человеке говорят, он «тенист, как платан». То есть, щедро и бескорыстно дарит всем людям свою тень.
Древние египтяне считали его символом неба и богини Нут. Почитали это дерево и в Древней Греции. Это самое долговечное дерево. В Турции есть платан, высотой 42 метра и ему уже 2300 лет! Дерево свободолюбия, дерево-защитник, дерево-символ мужества и мудрости, любви и родовитости.
Чинары-предки похожи на свой прототип и не только потому, что долгожители. Герои ее жизни — три огромных, необъятных чинара, три дорогих сердцу человека. Это дедушки: Дургалов Мухтаз Зияевич, Дургалов Васиб Рызоевич, Дургалов Маджид Рызоевич.
Четвертое поколение Дургаловых живет, защищенное и укрытое от бед и невзгод могучим духом предков.
«Можешь помочь человеку — помоги, не можешь помочь — помолись, не умеешь молиться — подумай о человеке хорошо! И это уже будет помощь, потому что светлые мысли — это тоже оружие…» — жизненное кредо старшего дедушки Мухтаза Зияевича, ставшее теперь жизненной позицией всего клана Дургаловых.
Жизнь Мухтаза Зияевича (1910 года рождения) полна испытаний, испытаний духа, испытаний нравственной силы. Он родился в начале 19 века в Грузии в селе Млашихев Аспиндзийского района. В те времена не было ЗАГсов и дату, месяц рождения ребенка устанавливали по важным событиям. Сельчане говорили: родился сын, когда косили пшеницу, или, к примеру, когда сажают кукурузу, поспела капуста и так далее. Он родился, когда зрела пшеница, предполагаю, в сентябре.
Его отец, прадед Камилы Махамбетовны, был одним из пяти имамов, которые получили образование в Турции. По тем временам получить образование было не просто, тем более религиозное. Да еще и за рубежом. В Советском Союзе шла усиленная антирелигиозная пропаганда, и к имамам было соответствующее отношение. Эти гонения со стороны властей очень осложняли жизнь семьи. Детей притесняли, они не могли участвовать в общественной жизни, так как являлись детьми имама. Но их отец сделал все, чтобы компенсировать отсутствие общения со сверстниками, чтобы не были морально, духовной ущемлены.
…Грянула война. Она ворвалась в миллионы советских семей. Мужчины уходили на фронт. Женщины, дети, старики оставались дома, чтобы строить оборонительные рубежи, работать круглосуточно на заводах, полях и фермах, обеспечивая фронт продовольствием, обмундированием, боеприпасами. Дедушка не попал на фронт, так как был инвалидом детства. А его брат Муртаза был призван в армию, погиб на войне.
Брат деда Дургалов Васиб Рызоевич воевал на финско-русской войне, его родной брат Дургалов Маджид Рызоевич так и не попал на фронт. Когда в 1941 году объявили о мобилизации, он сразу попросился добровольцем. Не раз получал отказ, но упорно продолжал «атаковать» заявлениями военкомат. У него была «бронь», согласно которой освобождался от мобилизации. Маджид Рызоевич был внештатным работником милиции, поэтому его оставили в тылу.
Война принесла много горя в каждую семью, но не менее страшной оказалась следующая страница советской истории. Позорная, трагическая, которая унесла немало жизней, разрушила то, что оказалось не под силу нацистской Германии – отняла у тысяч и тысяч семей отчий дом, Родину.
24 февраля 1944 года вышел указ Сталина о депортации чеченцев и ингушей из Северного Кавказа. Под густой гребень НКВД попали турки-ахыска, азербайджанцы, курды, другие народы, проживающие в Грузии. Берия писал И. Сталину: «На протяжении ряда лет значительная часть этого населения, связанная с жителями приграничных районов Турции родственными связями, отношениями, проявляет эмигрантские настроения, занимается контрабандой и служит для турецких разведывательных органов источником вербовки шпионских элементов и насаждения бандитских групп». Это письмо послужило основанием для принудительного переселения народов Кавказа.
Но все оказалось наоборот: немецкое командование рассчитывало привлечь на свою сторону горские народности и поднять восстание против советской власти (объявление священной войны). Но горцы объявили «газават» против А. Гитлера, а не против советской власти.
Началась операция «Чечевица». Холодным утром 15 ноября 1944 года по приказу Сталина войска НКВД оцепили районы проживания турок- ахыска и приступили к депортации в Среднюю Азию. К вечеру 17 ноября из Грузии было отправлено 25 эшелонов с принудительными мигрантами. Эшелоны товарных вагонов с забитыми досками окнами увозили людей с их родины… В никуда…
Спецпереселенцы были лишены элементарных человеческих удобств. Было объявлено, что при переправе через Каспий недовольных и бунтовщиков выбросят в море, а «убытки» спишут на военное время… Всего было выслано 125 тыс. человек, из них 117 тыс. турок-ахыска. В пути от болезней и голода погибло 17 тыс. человек, а за первые 6 месяцев в ссылке — 37 тыс. человек, из них 17 тыс. — дети. Более половины прибыли в Узбекистан, около 29 тысяч – в Казахстан и 11 тысяч – в Киргизию.
Депортируемым народам Северного Кавказа разрешили вернуться домой только в 1957 году.
Предки К.дургаловой родом из села Млашихев, Аспиндзийского района, Грузинской ССР. Поэтому сталинские жернова прошлись и по их семьям. После долгого и мучительного пути спецпереселенцы попали в Казахстан. В Меркенском районе, селе Сыпатай батыр оказался ее дед Мухтаз Дургалов, ему в ту пору был 31 год. Он взял в жены сироту Жанят, у которой также была трагическая семейная история. Один за другим родилось четверо детей: сыновья Махамбет — мой отец и его брат Ахмед, две девочки — Зулейха и Зубейда.
Колхоз выращивал сахарную свеклу. Мухтаз Зияевич, не смотря на инвалидность, трудился на плантациях, стараясь обеспечить семью. Был в числе передовиков. В 1970 году семья переезжает в плодовинсовхоз Алмалы (с.Михайловка Курдайского района). В совхозе занимались выращиванием, экспортом и переработкой яблок, груш, сливы, винограда, клубники. Поскольку здоровье не позволяло моему дедушке трудиться наравне со всеми, он выполнял всю работу сидя: сортировал яблоки, другие фрукты, и клубнику, грузил фрукты в деревянные ящики, готовил их к транспортировке. На плечи бабушки легла вся мужская работа. Она рубила сухостой в садах, выходила на обрезку деревьев, сажала саженцы, собирала урожай… Трудилась наравне с мужчинами.
Дедушка говорил с гордостью: -Внученька, наши михайловские яблоки и клубнику в Москве едят!
Мухтаз Зияевич, был уважаемым человеком в селе. Его любили земляки за прекрасное, доброе сердце, отзывчивость, готовность прийти на помощь в трудную минуту, сдержанность и человеколюбие. Приветливый, мудрый, милосердный, делился последним куском хлеба с нуждающимся. За всю свою жизнь дедушка не обидел никого.
Дедушка и бабушка были долгожителями, ушли из жизни столетними.
Сыновья выросли такими же трудолюбивыми и добрейшими людьми. Отец Камилы Дургаловой очень похож на дедушку — такое же большое и доброе сердце. Он всю жизнь проработал в садах и еще работал на бензозаправке. Адалет – справедливость, такое имя носит ее мама. И она всем своим образом жизни его оправдывает. Родители занимались воспитанием детей, с раннего детства приучая детей к труду, терпению. Мама была воспитательницей в детском саду, а также дополнительно прирабатывала в фруктовых садах. Родители сделали все, чтобы дать достойное образование. Жизнь ее родителей – сады и дети, дом и работа.
Дядя Ахмед был трактористом, уважаемым человеком в селе. Человек, который всей душой любил младших и уважал старших. Он остался в сердце навсегда. Тети Зулейха и Зубейда до замужества трудились и помогали родителям по дому, работали сезонно в садах. У турков говорят: «Есть рот, но нет языка». Это про них. Скромные, трудолюбивые, немногословные.
Судьба второго чинара – Дургалова Васиба Рызоевича (1917 года рождения) – судьба турецкого народа. Во время депортации попал в Киргизскую ССР, Чуйскую область, Кеменский район на станцию Быстровка. В течение двух недель люди находились на этой маленькой станции в степи, пока не приехали за ними на бричках из села Михайловки (Казахстан). Так оба брата по счастливому стечению обстоятельств оказались в одном селе. В Михайловке местные жители — казахи, русские — приютили переселенцев, поделились куском лепешки, протянули руку помощи. За что им низкий поклон и большое спасибо! Предки завещали детям помнить доброту и милосердие этих людей, сохранить в сердцах благодарность за их бескорыстие и человечность.
Через некоторое время несколько семей переселенцев переехало в село Степное. Там занимались выращиванием конопли, которая использовалась для военных целей во время войны. В 1956 году Васиб Рызоевич вернулся в село Михайловку, работал мастером, бригадиром. Его бригада занималась посадкой плодовых культур – яблонь, груш, слив, виноградников. Он ездил в Меркенский район в плодопитомник, привозил оттуда саженцы.
Одно время работал завхозом в сельской больнице. В 1977 г. занимался поставками фруктов и ягод на Алматинский консервный завод. Васиб Рызоевич до самой пенсии был связан с садоводством. Он очень любил уют, был во всем аккуратным, в доме всегда у него был идеальный порядок. К тому же дедушка был творческим, талантливым человеком, писал стихи. Потомкам осталась на память рукописная книга его стихов. В 1993 году его не стало. Образцовый муж, строгий отец, мудрый дед.
Три сына унаследовали его характер. Их отличало большое трудолюбие, ответственность, доброжелательное отношение к людям. Старший сын – Афис, порядочный во всем, долгое время работал шофёром в совхозе, средний –Дургал, активист, тоже был водителем, даже находясь на пенсии, младший –Азиз, трудоголик, работал бригадиром, потом возглавлял крестьянское хозяйство. Пошел по стопам отца. Все трое

Leave A Reply

Your email address will not be published.