КТО И ЧЕМ РИСКУЕТ

0

Карту коррупционных рисков презентовали сотрудники Антикоррупционной службы Жамбылской области на брифинге в региональной службе коммуникаций.
— Агентство по противодействию коррупции РК разработало Карту коррупционных рисков для каждой области и города республиканского значения, — рассказал временно исполняющий обязанности первого заместителя руководителя департамента Агентства РК по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы) Жамбылской области Даурен Омаров.
В документ вошли злободневные вопросы, которые не находят решения из-за непрозрачности процессов, наличия административных барьеров, нерасторопности или произвола чиновников, несовершенства законодательства. В итоге на этой почве зарождаются коррупционные схемы и возможности для незаконного решения вопросов, укрытые действующими нормами и правилами.
Ожидается, что Карта коррупционных рисков станет ориентиром для работы территориальных органов в конкретном регионе. Кроме того, она станет основой для оценки качества работы.
В Жамбылской области в карту входят следующие проблемные вопросы:
1. Дороги и инфраструктура. Здесь особого внимания требуют качество дорог и инженерные сооружения питьевого и поливного водоснабжения, а также расходование средств на строительство объектов коммунальной инфраструктуры.
2. Экономика и финансы. Граждан беспокоит нехватка товаров в стабфондах и рост цен.
3. Олигополия. То есть риски в деятельности крупных промышленных предприятий.
4. Земельные отношения. В частности, проблемы незаконного отвода земель для индивидуального жилищного строительства и сельскохозяйственного назначения, неиспользования земель по целевому назначению.
5. Особое внимание следует уделить вопросу выделения жилья и строительства.
— При этом для Антикоррупционной службы доведение нарушения до уголовного дела не является первостепенным, — отметил Д. Омаров. — Главное, чтобы реализуемые за счет бюджета проекты были выполнены качественно и сданы в указанные сроки. В настоящее время нашим управлением начата работа в рамках Карты коррупционных рисков, — продолжил спикер. — Например, для решения проблем питьевого водоснабжения и полива были приняты меры по недопущению неэффективного использования средств при реконструкции канала Раис, по устранению дефектов водопроводных труб, подающих питьевую воду в жилые дома в массиве Барысхан.
При проведении среднего ремонта 15 объектов на сумму 144 миллиона тенге в сфере дорожного строительства выявлены нарушения: завышение расходов и сметной прибыли, некачественная работа подрядных организаций.
В целом новый подход по названной карте не ослабляет борьбу с коррупцией. Наоборот, превентивные меры приводят к эффективным действиям.
— На заседании областной комиссии по противодействию коррупции акимом области Нуржаном Нуржигитовым наша инициатива была поддержана, — рассказал Д. Омаров.
Предложение было следующим: ответственные лица акиматов (заказчики) должны сформировать комиссию из числа жителей улицы перед началом любых работ по дорожному строительству, а на дорогах областного значения — из числа членов районного общественного совета и совета старейшин. Им разъясняются требования к толщине дорожных покрытий, потребность в подстилающем материале, битумном покрытии и другие нормы. Эффективность такого контроля несомненна, так как жители уделяют пристальное внимание качеству дорог, по которым они ходят и ездят. В свою очередь такой контроль позволит воздержаться от критических замечаний в адрес государственных органов.
Также Антикоррупционной службой изучены вопросы незаконного отвода земель для индивидуального жилищного строительства и сельскохозяйственных целей, неиспользования земель по целевому назначению.
Первоначально при мониторинге были выявлены факты неиспользования обширных земельных участков некоторыми недобросовестными хозяйствами, соответственно было внесено предложение в земельную инспекцию о возврате 110 тысяч гектаров. Но это не решает основную проблему в земельной сфере.
В настоящее время комиссия при управлении земельных отношений рассматривает заявления граждан о получении земель для сельскохозяйственных целей в порядке конкурса. Информация о проведении конкурса публикуется в местных изданиях. Однако крестьяне сетуют, что узнают о проведенных конкурсах только из отчетов районного акимата.
В связи с этим для обеспечения прозрачности конкурсов по выделению земельных участков именно для фермеров, не имеющих возможности реализовать свои проекты, предусмотрено проведение конкурсов только два раза в год (с указанием точных дат). Также внесено предложение законодательно утвердить опубликование информации о свободных землях на стенде в земельных ведомствах и на сайте местных исполнительных органов перед проведением конкурса. Это поможет фермерам подготовить документы, бизнес-проекты, а в некоторых случаях и кредитные документы до проведения конкурса. Аналогичным образом изучаются и другие вопросы, требующие законодательных изменений.
Например, в сфере жилищных отношений установлено, что со стороны структурных подразделений местных исполнительных органов не проводятся мероприятия по актуализации списков очередников, подлежащих снятию с очереди, предусмотренные законодательством «О жилищных отношениях».
Вместе с тем проведенным мониторингом установлено, что из 37715 человек, зарегистрированных в очереди на жилье в области, 5807 должны из нее выбыть. Основания для этого есть: 257 человек скончались, 3415 имеют различную недвижимость, 1955 заключили брак после постановки на учет в качестве нуждающихся, 17 проживают в других государствах, 81 не зарегистрирован в Жамбылской области.
Результаты мониторинга направлены акимам города Тараза и районов. В результате с очереди были сняты 1075 человек. Проводятся аналогичные мероприятия по исключению из очереди оставшихся 4650 человек.
— При этом карта не ослабляет борьбу с коррупцией, а, наоборот, нацеливает действовать более эффективно, срабатывая на упреждение, — подчеркнул спикер.

Leave A Reply

Your email address will not be published.