В первое воскресенье июля в Казахстане отмечают День домбры — музыкального инструмента, который занимает важное место в казахской культуре и считается национальным музыкальным инструментом Казахстана. В этом году дата выпадает на 2 июля.
Домбра — музыкальный двуструнный инструмент, который с незапамятных времен занимает очень важное место в жизни кочевников. Это «паспорт и бренд» казаха, часть его неповторимого облика.
Традиционно в этот день проходят концерты, выступления выдающихся домбристов, выставки литературы, посвященной исполнительству на домбре и демонстрацию эволюции инструмента.
Археологическими исследованиями установлено, что сакские кочевые племена использовали двухструнные музыкальные инструменты, которые схожи с казахской домброй и могут являться ее прототипом, более 2 тыс. лет назад. По письменным памятникам евразийского континента можно сделать вывод, что домбра и ее родственные инструменты других народов на материке хорошо известны с давних времен. В памятниках разных периодов на евразийском пространстве мы узнаем о присутствии этого щипкового инструмента, в частности из памятников сакского, гуннского происхождения. Также встречается этот инструмент и у кипчаков.
В Казахстане существует несколько легенд о происхождении домбры. Одна из них рассказывает о хане, чей старший и любимый сын трагически погиб на охоте. Никто из подданных хана не осмеливался рассказать ему о случившемся, потому что любого, принесшего хану дурную весть, жестоко наказали бы, залив ему в горло расплавленный свинец.
Выход из ситуации нашел мастер-музыкант, который за три дня сделал музыкальный инструмент, пришел к хану и сыграл грустную мелодию, которая и рассказала хану о смерти его сына. Так как музыкант не произнес ни слова, хан приказал наказать инструмент и плеснуть в отверстие в верхней деке домбры расплавленным свинцом.
Корпус домбры обычно выполняется из твердых пород дерева — сосны, дуба, клена. Две струны домбры в древности делались из козьих или бараньих кишок, но сегодня для изготовления струн обычно используют синтетические материалы, например, нейлон. На грифе домбры — девятнадцать ладов, составляющих диапазон в две полные октавы, от ре малой до ре второй. Играют на домбре так же, как и на других щипковых инструментах, — зажимая лады одной рукой и перебирая струны другой.
Традиционная казахская инструментальная пьеса, исполняемая на домбре, называется кюй. Во многих казахских кюях нашли свое музыкальное отображение эпические сказания, легенды и сказки казахского народа. Музыкантов, исполняющих кюи, называют кюйши. В числе выдающихся исполнителей и авторов кюев — Курмангазы Сагырбайулы, Каршыга Ахмедьяров, Даулеткерей Шигайулы, Таттимбет, Агашаяк, Ыкылас Дукенов, Сугир Алиулы, Байсерке Кулышулы и другие.
Также на домбре играют акыны — поэты-импровизаторы, которые под аккомпанемент струнного инструмента читают нараспев стихи, обычно на какую-нибудь актуальную тему. Известные казахские акыны, игравшие на домбре, — Суюнбай Аронулы, Биржан-сал, Жаяу Муса Байжанулы, Джамбул Джабаев, Газиз Файзолла и другие.
До нас дошли кюи тех лет как: Ертіс толқындары (волны Иртыша), Мұңды Қыз (печальная девушка), Тепен көк (рысь),Ақсақ қаз (хромой гусь), Бозіңген (светлая верблюдица), Желмая (одногорбый верблюд), Құланның тарпуы (топот кулана), Көкейкесті (глубокое переживание) и другие. Композиция «Адай» до сих пор популярна в Казахстане и не только.