С началом отопительного сезона ежедневно поступают жалобы от жителей района. Касаются они в основном газовых счетчиков. Наши читатели пишут жалобы на нашей странице в социальной сети, а некоторые приходят в редакцию, чтобы выразить свое недовольство.
На прошлой неделе в редакцию зашла жительница села Кордай Галина Юдина. Пенсионерка всегда вовремя оплачивала все коммунальные услуги. В октябре получила квитанцию, в которой указано, что оплата за потребленный газ составляет 15 000 тенге. Также вручную дописано: «Замена счетчика». Оказалось, срок эксплуатации прибора учета у нее истек в сентябре текущего года. А сумма оплаты за октябрь ей была начислена по нормативу. Однако до этого потребителю не было дано уведомление о замене прибора в связи с истечением срока. «И контроллер не сказал об этом», — говорит жительница села.
После этого Галина Викторовна оплатила выставленный счет и приобрела новый прибор за 30 тысяч тенге. К тому же пришлось обновить проект газификации дома за 15000 тенге.
«Я ведь живу на одну пенсию и для меня 60 тысяч тенге огромная сумма. Контролера мы вовсе не видим, он общается с нами через WhatsApp, фотографируем показания счетчика и отправляем. Спросила, почему не было предупреждения о необходимости замены счетчика. «Это ваша проблема», — ответили мне. Раньше такие предупреждения отправлялись отдельным уведомлением, а теперь они незаметно пишутся в квитанции. Большинство людей не замечают эту запись. Почему контролеры не выполняют свою работу должным образом? Кто утверждает цену нового счетчика?», — возмущается жительница села.
Чтобы найти ответы на волнующие многих жителей вопросы, мы обратились в Кордайское районное отделение Жамбылского производственного участка АО «ҚазТрансГаз Аймақ». Встретились с менеджером Кордайского сельского участка Сериком Сулеймановым и озвучили вопросы жителей.
Менеджер не скрывает, что в курсе жалоб многочисленных потребителей, касающихся замены газовых счетчиков. Даже два человека, сидевшие перед ним, пришли с тем же вопросом. Житель дома №26 улицы Отырар два месяца назад поменял счетчик, однако ему до сих пор не сделали перерасчет. С жалобой на необоснованные начисления за коммунальные услуги из села Калгуты приехал очередной потребитель.
В ходе беседы с Сериком Сулеймановым мы задали ему вопросы, интересующих многих наших земляков.
— Прежде всего, объясните, почему необходимо менять счетчик?
— Любой прибор учета необходимо проверять раз в 5 лет. Если тест покажет положительный результат, его будут продолжать использовать. А в случае отрицательных результатов необходимо заменить. Например, если устройство имеет механические повреждения, нарушены пломбы, индикаторы не читаются, его следует заменить. Кроме того, каждый счетчик подлежит замене, если истек срок службы, указанный в техпаспорте. Если потребитель не меняет счетчик, применяется норматив. То есть, абонент снимается с базы, оплата зависит от размера дома и количества абонентов. А после установки нового счетчика он заново заносится в базу данных и делается перерасчет. Затем соответствующая сумма будет возвращена потребителю.
— Много жалоб на высокую цену за счетчик?
— Мы не утверждаем цену счетчика, ее устанавливает подрядчик, с которым у нас заключен договор. При этом хочу сказать, что не существует жесткого правила, согласно которому необходимо покупать счетчик в нашей организации. Купить его можно где угодно, но необходимо иметь соответствующий казахстанский сертификат.
— Почему граждан заранее не предупреждают о необходимости замены счетчика?
— Граждане получают предупреждение, об этом пишется в квитанции. Жителям здесь нужно понять одно. Владелец дома обязан следить за приборами учета в квартире или доме. Потому что, это его собственность. Большинство людей не обращают на это особого внимания.
— Наши читатели недовольны работой контролеров. «Мы вовсе не видим контроллера, открывают чат в WhatsApp и мы туда скидываем показания счетчика», — говорят они. Что скажете на это?
— У нас есть контроллеры, которые работают и ходят по домам. Большинство горожан не сидят дома 24 часа в сутки, поэтому приходится просить их прислать показания по телефону. На сегодня 1 контролер отвечает за 900 абонентов, то есть не успевает оказать качественные услуги каждому из них. Да, есть у нас проблема с нехваткой специалистов. Думаем, вопрос решится в новом году.
Вывод. Известно одно – число жалоб и обращений от потребителей природного газа увеличилось. В этой связи хотелось бы сказать, что было бы неплохо, если бы руководство «райгаза» прислушалось к просьбам местного населения и организовало должную работу с абонентами.