Интервью председателя Жамбылской областной избирательной комиссии С.Айдапкелова
-Добрый день, уважаемый Сергали Омирзакович! Президент Республики Казахстан К.Токаев в интервью газете «EgemenQazaqstan» остановился на политических реформах, происходящих в стране. В связи с этим, какие изменения в избирательную систему привели политические реформы, проводимые в стране?
-Внесены ряд изменений и дополнений в Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан», где был введен специальный пункт о переводе председателей и секретарей территориальных избирательных комиссий на профессиональную постоянную основу.
Так, с 2019 по 2022 годы председатели и секретари территориальных избирательных комиссий всех уровней работали на профессиональной постоянной основе.
С января 2023 года все семь членов областной территориальной избирательной комиссии, а также три члена городской и районных территориальных избирательных комиссии, то есть, председатели, заместители и секретари работают на профессиональной постоянной основе.
Проведена большая работа по повышению профессионального уровня членов территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий, организованная Центральной избирательной комиссией РК и областной избирательной комиссией.
Сначала были организованы поэтапные тренинги, семинары-тренинги, деловые игры и другие мероприятия направленные на повышение квалификации и образования членов комиссии.
В ходе обучения организаторам избирательного процесса были даны приоритеты, направленные на соблюдение требований закона и обеспечения их прозрачности.
Есть основания полагать, что в результате проделанной работы значительно повысился профессиональный уровень членов избирательных комиссий всех уровней области.
Этому свидетельствуют процесс проведенных выборов за последних пять лет избирательными комиссиями совместно с соответствующими государственными органами, политическими партиями и общественными организациями, которые имеют полномочия участвовать в ходе подготовки проведения избирательного процесса.
За этот период, в соответствии с требованиями закона проведены два выбора Президента РК, два выбора депутатов обеих палат парламента (Сената и Мажилиса), маслихатов всех уровней, Республиканский референдум и выборы акима города районного значения, села, поселка, акимов сельских округов и районов.
-Сергали Омирзакович, в связи с прекращением полномочий членов избирательных комиссий бывшего созыва в 2024 году были избраны новые составы территориальных и участковых избирательных комиссий. Какое Ваше мнение об их качественном составе?
-Во-первых, в соответствии с Законом РК О выборах новые составы избирательных комиссий формируются маслихатами по предложению политических партий и общественных организаций.
72,6 процента членов комиссии, избранных в составы территориальных избирательных комиссий, являются переизбранными, а 27,4 процента – впервые.
Стоит отметить, что состав территориальных избирательных комиссий сформирован в соответствии с квалификационными требованиями, утвержденными Центральной избирательной комиссией РК на основании изменений, внесенных в Закон РК О выборах.
80 процентов членов комиссии, избранных в составы участковых избирательных комиссий, были переизбраны, впервые избранных – 20 процентов.
Конечно, еще рано высказывать мнение о качественном составе членов комиссии, избранных впервые.
Главное — это их ответственность перед обществом и законом.
В настоящее время Центральной избирательной комиссией РК и областной избирательной комиссией проводятся периодические тренинги, семинары-тренинги, деловые игры и другие мероприятия для вновь избранных членов комиссии с целью повышения их профессионального уровня.
Далее, в ходе организации избирательного процесса, можно будет сказать свое мнение об их профессиональном уровне.
Второе изменение, в Послании Президента Республики Казахстан К. Токаева от 1 сентября 2020 года «КАЗАХСТАН В НОВЫХ УСЛОВИЯХ: ПЕРИОД ДЕЙСТВИЙ», определена необходимость формирования акимов путем прямых народных выборов, в результате которой укрепится обратная связь между акимами и населением.
В этой связи, в 2021 году внесены изменения и дополнения в Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан», где право избирать акимов передано непосредственно населению.
В целом, с 2021 года в области прошли прямые выборы акимов 135 городов районного значения и сельских округов.
В ходе выдвижения кандидатов значительно возросла активность самовыдвижения граждан вместе с политическими партиями. Это говорит о том, что в 135 округах зарегистрировано 516 заявлений от кандидатов в акимы села.
В ходе подготовки к проведению выборов акимов 135 городов районного значения и сельских округов в избирательных округах, заручившись поддержкой одного процента избирателей, самовыдвиженцами выступили 391 человек, из них акимами села избрано 31 гражданина или 30 процентов от общего числа избранных акимов.
Впервые в прошлом году в пилотном режиме прошли выборы акимов Жуалынского и Т. Рыскуловского районов. На этих выборах была высокая активность со стороны политических партий и самовыдвиженцев. Этот процесс демократизации общества влияет на избрание граждан в органы местного самоуправления, формируя новую политическую культуру избирателей и обеспечивая прозрачность выборов.
-Как вы думаете о профессиональном уровне вновь избранных акимов?
-Избранные сельские и районные акимы должны руководить возглавляемыми ими округами, районами в ходе выполнения принятых государством программ по повышению благосостояния населения. Для этого им нужны знания, рассудительность, целеустремленность и ответственность. Только тогда они смогут располагать доверием и поддержкой народа.
-Какие изменения были внесены по выборам депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов всех уровней?
-При этом в изменениях, внесенных в Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан», право формировать, то есть избирать состав депутатского корпуса предоставляется не только политическим партиям, но и избирателям. Также при распределении депутатских мандатов было определено три категорий: женщины, молодежь и люди с ограниченными возможностями должны составлять не менее 30 процентов от общего количества депутатских мандатов, представленных политическими партиями. В прошлом году в республике прошли выборы депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов всех уровней. Особенность данных выборов заключалась в том, что выбор вновь избираемого депутатского корпуса был предоставлен населению в целом, кроме политических партий. Корпус депутатов Мажилиса и областного маслихата сформирован по смешанной избирательной системе, т. е. выдвижение кандидатов сформировано по партийным спискам и по одномандатным территориальным округам. При этом городские и районные маслихаты избирались по одномандатным округам по полностью мажоритарной системе. То есть, есть полное основание говорить о том, что были всеобщие выборы.
-На сколько активно в избирательном процессе региона участвуют общественно-политические институты, и какова их гражданская позиция?
-Конечно, политические реформы проводимые в нашей стране, как я уже говорил, дают реальные возможности избирателям напрямую участвовать и делать свой выбор в электоральном периоде, а также в процессах принятия решений исполнительными органами на местах. Думаю, такие позитивные изменения мотивируют общественные организации и политические партии региона к более активной работе. В качестве аргумента следует отметить, что в период выборов сельских акимов, проведенные в 135 округах области, в качестве кандидатов от политических партий выдвинуто 125 граждан. Из них 104 избраны акимами села.
Однако, хотелось бы рекомендовать представителям общественных институтов региона о необходимости планомерной и качественной работы в ходе формирования и подбора своих кандидатов. Следует отметить, что большую роль в проведении выборов в соответствии с требованиями закона и обеспечении их прозрачности, занимает активная позиция наблюдателей. К примеру, на выборах Мажилиса Парламента и депутатов маслихатов всех уровней приняли участие 5202 доверенных лица кандидатов и наблюдателей от политических партий, других аккредитованных общественных объединений, некоммерческих организаций, иностранных государств и международных организаций, а также представителей СМИ. Как я уже упоминал, именно наблюдатели выявили ряд нарушений в ходе выборов. Главная задача наблюдателей и организаторов избирательного процесса – провести выборы в соответствии с требованиями закона, обеспечивая прозрачность выборов. Мы должны это правильно понимать…
-В целом, какие условия созданы для участия избирателей в выборах или какие новые технологии и методы используются?
-В законе о выборах четко определено понятие о создании максимального удобства и условий для избирателей на избирательных участках с учетом тех или иных обстоятельств. На сегодняшний день все 505 избирательных участков, созданных на территории области, соответствуют требованиям законодательства. На всех участках созданы условия для граждан с ограниченными возможностями. Каждый избиратель вправе зарегистрироваться в качестве избирателя в соответствующем местном исполнительном органе с момента объявления или назначения выборов (в срок до 30 дней до дня голосования). Избирательные комиссии используют возможности общедоступных телекоммуникационных сетей в работе с избирателями. Например, в прошедших выборных кампаниях, организованных Центральной избирательной комиссией, мероприятия по максимальному информированию граждан о выборах проводятся посредством рассылки СМС сообщений операторами сотовых связей. Кроме того, работа по уточнению списков избирателей до выборов проводятся в колл-центрах, созданных в акиматах, и в день голосования участковыми избирательными комиссиями через онлайн-сервисы на портале Egov.
-В ходе подготовки и проведения избирательного процесса в телекоммуникационных сетях, о которых вы говорите, со стороны наблюдателей выходят публикации о нарушениях закона, а также иски, скорее всего рассмотрены компетентными органами, какие решения по ним приняты?
-Весной прошлого года состоялись выборы депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан и депутатов маслихатов. В ходе этой политической кампании со стороны кандидатов в суды поступило 14 исков. Из них: 10 поступили от кандидатов в депутаты районного маслихата, 2-областного маслихата и 2-Мажилиса Парламента РК. По содержанию: по расхождениям данных в декларации – 3, по факту не снятого коррупционного взыскания и наличию непогашенного судебного решения -2, 1 факт касательно начала агитационной работы до назначенного периода, и 8 факта по несогласию с итогами голосования. Все иски были полностью рассмотрены в судах. В соответствии с законом вышли постановления суда об оставлении исковых заявлений без удовлетворения. Всего по итогам пилотных выборов акимов двух районов, состоявшихся 5 ноября 2023 года, поступило 4 исковых заявления, причина которых: несоответствие требованиям законодательства в сфере государственной службы. То есть по несогласию с протоколом комиссии о несоответствии кандидата. По выборам акима села поступило 1 исковое заявление. В нем говорится о несогласии кандидата с протоколом избирательной комиссии о несоответствии требованиям законодательства в сфере государственной службы. Вынесено решение суда по оставлению иска заявителя без удовлетворения. По обвинению и несогласию с избирательными комиссиями в суд поступило 1 исковое заявление. Избирательные комиссии в рамках закона доказали законность своей работы через суд, а кандидату разъяснили требования закона во время судебного процесса.
В Жамбылскую областную избирательную комиссию в 2023 году поступило 80 жалоб, из них 49 жалоб зарегистрировано на выборах депутатов Мажилиса и маслихатов всех уровней, состоявшихся 19 марта 2023 года. На выборах акимов районов 5 ноября 2023 года рассмотрено 17 жалоб. В связи с несоответствием содержания требованиям законодательства в сфере государственной службы. 14 жалоб поступили от других участников избирательного процесса.
В день голосования бывают разные ситуации. Так, в избирательных кампаниях прошлого года произошло 15 фактов нарушения закона и процедурного характера, каждый случай рассматривался индивидуально при выявлении нарушении в отношении участников выборов были составлены протокола о дисциплинарной ответственности со стороны государственных органов. Также была проведена разъяснительная работа. Все обращения были рассмотрены в установленные законом сроки и даны соответствующие ответы заявителям. Поступление общих жалоб свидетельствует о повышении политической грамотности, интереса к выборам среди избирателей, а с другой стороны, повышает ответственность и опыт органов, организующих избирательный процесс. Поскольку выборы представляют собой публичную политическую кампанию, неизбежно возникнет большая конкурентная атмосфера со стороны всех государственных органов, неправительственных организаций, политических партий, наблюдателей и доверенных лиц. Это явления, которые отражаются в практике выборов, проводимых во всех развитых странах. Поэтому право на выбор представителей любых сторон внутри общества не должно быть ограничено. Нашей целью является постоянное совершенствование избирательного процесса в соответствии с современными требованиями на основе проводимой в стране политической реформы под руководством Президента Республики Казахстан К. Токаева.