Инвестиционные резервы географического расположения Кордая

0

«Нужно существенно увеличить приток внешних и внутренних инвестиций», — из выступления Главы государства Касым-ЖомартаТокаева на расширенном заседании нового состава Правительства.

Одной из особенностей расположения района является не только прохождение по ее территории участка международного автомобильного коридора «Западная Европа — Западный Китай», пересечение с ней автотрассы, соединяющей 3 столицы – Астану, Бишкек и Ташкент, а также финансово-культурный мегаполис Средней Азии –Алматы.

Когда вводили участок коридора «Западная Европа — Западный Китай», напрямую огибающий угол «Кайнар» — «Кордай»

— «Отарский перекресток», многие предприниматели Кордая впали в уныние, и не беспочвенно – райцентр оказался на окраине области и страны и как следствие — наблюдается снижение выручки от сферы бизнес-услуг. В целом и до этого бизнес в Кордае ощущал «перегрев» из-за ограниченности использования территории райцентра вследствие расположения его непосредственно на границе и влияния режима приграничной территории.

Ситуация сама требовала «выноса» бизнеса за территорию райцентра. И здесь возможно использовать огромный потенциал автомобильного коридора «Западная Европа — Западный Китай», который пересекает район в 2 местах: вблизи сел Кайнар и Отар.Общеизвестно, что через данный коридор беспрерывно провозится огромное количество различного товара, что сравнимо разве что с трубопроводом.

Но весь груз является транзитным, поэтому промышленно-бытовые товары и стройматериалы в район завозятся из Алматы или Бишкека, что, несомненно, сказывается на их конечной стоимости. Но такие же товары по оптовым ценам «пролетают» через район мимо потребителя, что, согласитесь, весьма обидно. Причина в том, что у нас нет «станции» перегрузки транзитных товаров.

Поэтому, выходом из данной ситуации могло бы быть создание на указанных выше перекрестках Кордай и Отар транспортно-логистических комплексов со складскими и сервисными сооружениями. Проезжающий по коридору грузовой транспорт имеет возможность выгрузить как заказ предпринимателей района, так и предпринимателей соседних Шуского района и Кыргызстана, а также Астаны. В свою очередь здесь можно будет «догрузиться» товарами, доставленными для этого из Бишкека или Астаны. Дополнительный шанс для попутной транспортировки получают сельхозпроизводители района.

Каких-либо крупных затрат не потребуется. Скажем, в Кордай можно было бы перебросить для начала контейнеры. К тому же уже есть существующая сервисная сеть (в народе именуемая «Носки»). Инвестиционный интерес данный проект вызовет как у предпринимателей Шуского района, так и Кыргызстана. Возможно, соседи вложатся в строительство авторассы «Таможенный пост «Карасу»-«Кордай» с объездом населенных пунктов района, что позволит не только ускорить скорость доставки грузов, но и разгрузить Шускую трассу для внутреннего использования.

Найдутся желающие построить ангары и возле Отарского перекрестка, так как большое количество потребителей проживают в Отаре и Гвардейском, новую возможность получают жители Сулутора и близлежащих сел Алматинской области. В использовании железнодорожной станции Отар всегда были заинтересованы кыргызстанцы, да и груз с Хоргоса можно будет здесь комплектовать для переброски в Бишкек. Кроме того, в этом регионе проводят международные учения вооруженных сил стран-участников организации ШОС, также немало внутреннего туризма связано с посещением военнослужащих срочного призыва их родственниками со всего Казахстана.

Поэтому в данные базы хранения товаров можно включить такие торговые бренды как «Технодом», «Сулпак», «Корзина» и другие, так как их товары не потребуют специальной доставки и имеется консолидированный спрос жителей региона.

Указанные центры вызовут мультипликативный эффект в жизни жителей прилегающих населенных пунктов – ведь возникнет интерес строительства в них не только объектов оптовой торговли (включая автоцентры), но и сферы услуг — современных гостиниц, ресторанов и киноконцертных залов. Возможны инвестиции в частное образование и медицинское обслуживание. Тогда работой сельчане будут обеспечены круглогодично.

Конечно, реализация идеи требует детального рассмотрения, но если создать привлекательный проспект — инвестиционные перспективы весьма реальны.

С.Толесбай, село Кордай

Leave A Reply

Your email address will not be published.