В настоящее время в социально-трудовой сфере оказывается всего 45 государственных услуг. Министерство труда и социальной защиты принимает комплексные меры по оцифровке этих услуг, чтобы предоставлять их населению в более удобной и современной форме.
Всего в электронном формате предоставляется 42 вида или 93% из 45 государственных услуг, из которых 21 услуга или 43% могут быть получены в инициативном порядке. В целом, за 2021 год в социально-трудовой сфере оказано 12,6 млн. государственных услуг, из них 9,1 млн. или 72% оказаны в электронном виде. Это на 12% больше, чем в 2020 году. В целом к 2025 году ведомство планирует 100-процентный перевод всех государственных услуг в электронный формат.
В целях расширения возможностей населения к получению государственных услуг в октябре прошлого года министерством совместно с Kaspi банком и Народным банком реализованы сервисы по назначению выплат в связи с рождением ребенка в их мобильных приложениях. Только в четвертом квартале 2021 года по республике более 16,5 тысяч семей с детьми получили услуги через мобильное приложение, находясь дома. Ведомством будет продолжена работа по внедрению данной практики через мобильные приложения других банков.
Также, одним из основных направлений цифровизации социально –трудовой сферы являются проактивные услуги. При этом для получения государственных услуг гражданам не нужно будет посещать центры обслуживания населения, акиматы и другие инстанции. Во втором полугодии 2021 года по республике доля услуг проактивного формата, связанных с рождаемостью, выросла с 12% до 53%. Например, в прошлом году родилось около 440 тыс. детей, из них матери 233 тыс. детей получили социальные выплаты проактивно, отвечая на сообщение, которое приходит на телефон. Кроме того, семьям, имеющим 4 и более детей, автоматически назначается государственное пособие как многодетной семье. Проактивность в этой услуге выросла с 1% до 41%.
Увеличен проактив по пособиям многодетным матерям, награжденным подвесками «Алтын алқа», « Күміс алқа» с 9% до 24%. В этом году ведомством планируется довести услуги проактивного формата до 25 видов.
Ранее граждане должны были обратиться в центр занятости для поиска работы и регистрации в качестве безработных, а для получения социальной выплаты в связи с потерей работы — в Центр обслуживания населения. А сейчас эти услуги можно получить онлайн через Электронную биржу труда.
— Благодаря новым алгоритмам человеческий фактор будет абсолютно отсутствовать и услуга будет отображаться автоматически, без обращения. О ходе оказания услуги граждане будут уведомлены посредством СМС. Так, в дальнейшем мы продолжим работу по переводу государственных услуг в проактивный формат, — сказал министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Б. Мусин.
(Статья из официального информационного ресурса Премьер-Министра Республики Казахстан)
А.АБДУГАЛИЕВА, и.о. руководителя отдела Кордайского района по социальному обеспечению