ЦИФРОВОЕ ГОСУДАРСТВО, КОТОРОЕ МЫ ЗАСЛУЖИЛИ

0

Все мы привыкли ругать Egov.kz, трудность установки ЭЦП на макбуках, очереди в ЦОН-ах, зависающие базы, ошибки в информации о личных данных и многом другом, что касается нашей цифровой жизни. Но мало кто знает, что Казахстан занимает 29 место по индексу развития электронного правительства ООН (E-GovernmentDevelopmentIndex). Всего в рейтинге 193 государства, а среди стран СНГ мы первые.
Индекс составлен на базе среднего арифметического трех показателей: уровень развития инфраструктуры, доступность и качество онлайн-услуг и объем человеческого капитала. В лидерах индекса Дания, Южная Корея, Эстония, Финляндия, Австралия и Швеция. Решил пройтись по полочкам цифрового государства, в котором мы живем, и начать нужно определенно с инфраструктуры.

ИНФРАСТРУКТУРА
Под инфраструктурой обычно понимается доступность высокоскоростного интернета и мобильного интернета. Если смотреть сухо на цифры то в рейтинге стран по скорости мобильного интернета Казахстан занимает 80-е место. При этом, за прошедший 2021 год страна улучшила свои позиции на 21 строчку. А в мировом рейтинге с самым дешевым интернетом, мы занимаем 6-е место из 228 стран.
Под доступностью я также понимаю развитие и поддержку технологии e-sim в Казахстане. На данный момент все операторы в Казахстане позволяют установить на телефон e-sim, иногда даже без похода в офисы оператора. Вы просто скачиваете мобильное приложение, выбираете номер, оплачиваете его, проходите процедуру удаленной идентификации и получаете QR код с вашим e-sim номером, который вы можете активировать сразу же.
Отдельно стоит отметить и предпринимаемые профильным министерством шаги к улучшению качества связи мобильного интернета. Это и всевозможные штрафы за некачественное предоставление услуг, это и поддержка малонаселенных пунктов путем их подключения к высокоскоростному мобильному интернету.

ЦИФРОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Казахстан кажется первая страна в мире, которая ввела в обращение цифровые документы. Даже если смотреть на развитые страны такие как США, цифровые документы в виде удостоверения личности или прав, были только недавно добавлены в приложение AppleWallet, которое позволяет предъявлять его где угодно. А что делать тем, кто пользуется телефонами на Android? В Казахстане мало того, что оцифровали и сделали доступными все цифровые документы в мобильном приложении, но также дали законодательную возможность пользоваться ими в нотариусах, при перелетах между крупными городами страны, в ЦОН-ах и тд.
Далеко не буду ходить, личный пример — с собой в машине вожу только удостоверение личности, а водительское удостоверение, техпаспорт, страховка — никаких бумаг уже не нужно. Все есть в базе онлайн.
Буквально на прошлой неделе два крупных банка Kaspi.kz и HalykBank объявили о том, что интегрировали цифровые документы в свои мобильные приложения, и теперь не обязательно иметь на телефоне мобильное приложение Egov.kz. Хотя не спешите его удалять, дальше расскажу почему.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ
Доля государственных услуг получаемых онлайн — через портал электронного правительства Egov.kz, мобильное приложение и телеграм бота достигла рекордных 90%. Еще раз, 90% процентов получаемых государственных услуг люди получают в электронном формате. Очевидный плюс от такой активности мы все увидели во время пандемии, начавшейся в марте 2020 года. Именно тогда получение госуслуг максимально в онлайне, спасло, я думаю, немало жизней.
Для меня лично, самой прогрессивной считается услуга переоформления автомобиля онлайн. Я помню то время, когда нужно было потратить от 3 часов до нескольких дней, чтобы продать свой авто, а теперь это занимает 15 минут, и делается внутри банковских мобильных приложений. И это только один пример. А таких можно приводить множество.
Отдельной вехой стоит во главе всей этой цифровой истории — проактивные услуги. Это когда нам не нужно ничего заполнять, а процессы происходят автоматически согласно определенным настроенным сценариям. Вот, к примеру, родился у вас ребенок. Приходит смс о назначении социальной выплаты и выдаче свидетельства о рождении. Вам только остается указать номер счета в банке, на который вы хотите получить пособие. Думаю мы увидим еще немало примеров получения проактивных услуг, ведь именно к этому стремились всегда фантасты в своих книгах про будущее.

ЦИФРОВЫЕ БАНКИ
С активным развитием Kaspi.kz в Казахстане началась новая эра банков. Когда традиционные банки начали максимально улучшать свои процессы в онлайне, чтобы не оставаться в тени большого красного гиганта. Та же консолидация «Халык банка» с «Казкомом», которая объединила два крупнейших банка и привнесла только лучшее из цифрового «Казкома» в старый добрый «Халык».
Любой банк в Казахстане сейчас имеет хорошее мобильное приложение, а кое-где это даже уже суперприложения, объединяющие в себе маркетплейсы, оплату платежей, госуслуги и многое другое. В некоторых банки даже не обязательно ходить «ногами», всю идентификацию можно пройти онлайн при помощи биометрии лица.
Что уж говорить об удобности банковских сервисов, когда и ипотеку уже можно получить полностью онлайн в течение одних суток. Остался только последний рубеж — подписание договора купли продажи в нотариусе. Думаю и эта «последняя миля» скоро будет пройдена.
Всего несколько лет назад казалось дикостью оплачивать товары и услуги телефоном или умными часами, а теперь это реальность, благодаря активной работе казахстанских банков с системами бесконтактной оплаты ApplePay, GooglePay, SamsungPay и других.

ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА
В Казахстане легко открыть банковский счет для юридического лица. 15 минут в онлайне и ваш счет открыт и вы уже можете принимать оплату, выставлять счета, оплачивать зарплаты и налоги. Прямиком внутри банковских приложений или веб-сервисов. Все это достигнуто благодаря тесной связке баз данных между государственными органами и частными сервисами.
Ответ на вызовы и кризисы
Пандемия в марте 2020 года показала реальную картину, и что страна действительно готова к максимизации услуг электронного правительства и сопутствующих цифровых сервисов. Другой стороной всеобщей цифровизации является повышенное внимания к этой сфере мошенников. Но не будь подводных камней и рисков связанных с этой сферой, не было бы и такого значительного прогресса.

ЧТО ДАЛЬШЕ?
Нам точно есть куда расти. Как минимум у нас еще есть 28 строчек, которые Казахстан может покорить в индексе электронного правительства по версии ООН. Можно вспомнить и про множество подсистем электронного правительства, которые хотят оптимизировать в ближайшие пару лет силами министерства цифрового развития.
Вывода в этой колонке наверное не будет, каждый сделает свои выводы для себя. От вас хотел бы увидеть в комментариях темы, которые вас волнуют на тему цифровизации, IT и стартапов, и про которые вы бы хотели прочитать в моих следующих колонках.

Leave A Reply

Your email address will not be published.