Любовь к профессии зарождается по-разному. Нередко это происходит еще в раннем детстве, когда ребенок, проникаясь ценностями родителей, мечтает походить на них во всем. Так создаются династии, где близкие становятся первыми наставниками своих учеников.
Суджата Саргаскаева — достойный продолжатель педагогической династии. Учитель высшей категории, Почетный работник образования РК. Карьеру начала после окончания филологического факультета педагогического института им. Абая учителем русского языка и литературы. В сфере образования трудится уже 38 лет, а последние 21 год работает директором школы: в Степновской СШ №24, СШ №47, №51, №4 и школе-гимназии №1.
… По ее словам, никогда не стояла перед выбором. Всегда знала, что будет учителем. Еще с раннего детства мечтала о том, как будет стоять перед классом, красивая и серьезная, и десятки детских глаз следят за каждым ее движением и ловят каждое слово… «Уверена, что профессия учителя мне предначертана судьбой. Благодарна своим родителям. От них я унаследовала многое: от отца — характер, стойкость, организаторские способности, умение думать, анализировать, принимать решения, от мамы — чувство прекрасного, любовь к поэзии, романтичность», -считает Суджата Саятовна.
Она всегда стремилась быть похожей на свою бабушку, учителя начальных классов, Жамал Толендиновну Саргаскаеву, 40 лет проработавшую учителем начальных классов.
Примечательно, что бабушку до сих пор вспоминают ее ученики, как строгого, принципиального и, в то же время, доброго, мудрого учителя. Как следует из их воспоминаний, Жамал Толендиновна оставила у них неизгладимое впечатление. В селе Красногорка она была первой учительницей, надевшей деловой строгий пиджак и туфли на каблучке, тогда как других учителей школьники привыкли видеть в чапанах, на ногах казахские традиционные маси, калоши. К слову, модисткой была сама – на старенькой швейной машинке «Зингер» шила одежду своего любимого фасона до самой старости.
Дед, Саргаскаев Кельдыбай, работал директором школы, ушел на фронт во время Великой Отечественной войны с должности директора Меркенской казахской школы. Погиб на войне. Дома остались молодая супруга и маленький сын Саят…
Отец, Саргаскаев Саят Кельдыбаевич – тоже по образованию учитель истории, Почетный гражданин Кордайского района, руководил рядом сельхозхозяйств в нашем районе, депутат областного маслихата нескольких созывов, награжден многими государственными наградами.
Мама, Любовь Жуматаевна, тоже педагог, была натурой утонченной, лиричной, любила писать стихи, печаталась в местной газете, была мастерицей- рукодельницей, увлекалась рисованием… В памяти людей осталась прекрасным человеком с красивой душой. Даже имя дочери совместно с супругом дала необычное, под влиянием романтического настроения после просмотра индийского фильма «Неприкасаемая», где главную героиню звали Суджата. Имя означает –«Счастливая».
Как считает Суджата Саятовна, она действительно счастливый человек. Реализовалась как личность. Есть прекрасная семья, любимая работа.
О работе может говорить много, вспоминая, размышляя… Традиционная августовская конференция учителей в Таразе. Руководитель областного управления образования в своем выступлении отметил только два учебных учреждения — школу–гимназию №45 (г.Тараз) и кордайскую школу-гимназию № 1 им. Д.Конаева, как лучших по внедрению инноваций. На протяжении девяти лет ШГ №1 им.Д.Конаева находится в числе лидеров по Жамбылской области в рейтинговой шкале. Список критериев для оценивания довольно-таки внушительный. Это и уровень воспитания, образования детей, участие учащихся во всевозможных олимпиадах, удовлетворенность родителей методами и результатами учебного процесса.
На сегодня в школе-гимназии обучаются 1458 детей, из них 567 охвачены бесплатным питанием.
В 2017 году гимназия получила сертификат акима Жамбылской области на 500 000 тенге, победив в номинации «Табысты мектеп», в 2019 году денежный сертификат районного отдела образования на 250 000 тенге за успешную работу в инновационном режиме, в 2020 году школа стала обладателем сертификата в один миллион тенге от акима района, как самая эффективная школа.
— Суджата Саятовна требовательная, чуткая, мудрая, спокойная и, главное, компетентная… Можно подобрать множество эпитетов к ее образу, деятельности. На мой взгляд, главная ее особенность в том, что она неравнодушный и очень пытливый человек. Это директор, который находится в вечном поиске. Она следит за развитием каждого ученика, исходя из индивидуальных особенностей, воспитывает наблюдательность, умение самостоятельно работать, — делится мнением член родительского комитета Станислав Аманбаев.
Суджата Саятовна прекрасный учитель, каждый ее урок как открытие для детей. Ученики учатся рассуждать, думать, отстаивать свою точку зрения, чувствовать прекрасное. Здесь царит особая атмосфера доверия во взаимоотношениях учителя и ученика.
Вспомнила Суджата Саятовна и свой первый открытый урок в Красногорской средней школе, который повлиял на последующие. С теплотой и благодарностью вспоминает всех учителей, с которыми довелось работать, наставников-соратников Л. И. Непианиди, Г.И. Багирову, Бегалиеву Н.О., Райымкулова К.Ж., Жамангозова Б.Т. и многих других. Сама дала путевку в жизнь многим, тысячи выпускников, получивших аттестат зрелости из рук директора, разлетелись по миру и вспоминают о школе с благодарностью.
Годы директорства в ряде школ занимают особое место в череде воспоминаний, это было время становления, проб и ошибок, взлетов и падений. Ну а в школе-гимназии №1 Суджата Саятовна смогла себя реализовать полностью как руководитель большого коллектива. Получая всемерную поддержку со стороны коллектива, осуществляет проекты по внедрению инноваций – открытие новых кабинетов, коворкинг-центра, обустройство для внедрения проекта «Читающая школа», улучшению психологического климата в школе, по оформлению школы и многочисленных мероприятий. Рассказывая об изменениях в школе, делает акцент на том, что педагогический состав школы очень сильный, квалифицированный, имеющий большой потенциал.
В канун профессионального праздника Суджата Саятовна с благодарностью отметила мастеров своего дела, к сожалению, перечислить всех 170 человек не представляется возможным: Л.Унербаева, Ж.Турганова, М.Аязбаева, А.Арынова, М.Серкебаева, А.Абдибек, Т.Чарипбеков, Т.Кенжебаева, А.Амангельдиева, Ж.Шакирова, Ю.Солодовникова, В.Монастырская, О.Мунайтпас, Е.Солодовникова, Ж.Айнадилова, О.Рахымжанова, И.Нургалыкова, Ш.Карабаева, А.Соколюк и многие другие профессионалы своего дела.
На вопрос, чем для нее является учительство, Суджата Саятовна ответила, что быть учителем = любить детей. Любить и хорошо знать свой предмет, непрерывно работать над собой, быть универсальной личностью с гибким мышлением, толерантной, лояльной, требовательной, добродушной, гуманной, уметь грамотно и четко формулировать свою речь и мысли. Ведь именно на плечи педагога ложится величайшая задача по воспитанию, образованию и становлению учеников как личности. Именно от него зависит, как проявят себя в будущем ее воспитанники в социуме. Нельзя преуменьшать и роль, влияние семейного воспитания. Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности.
Наша героиня своими большими личными достижениями считает, что состоялась в своей профессии, которую выбрала по призванию, ответственный гражданин, мама троих детей, бабушка любимых внуков.
С чего начинается школа? Не ошибемся, если скажем, с директора. Естественно, это административная должность, которая обязывает обеспечивать технически, материально коллектив всем необходимым для успешной работы. Но и личный пример директора-педагога значит многое. Влюбленная в свою профессию, она ведет педагогический коллектив к новым вершинам творчества, при котором главенствующее место отводится ученику, маленькой личности, доверяющей учителю.
Ляйлим Досембекова