Ученые всего мира прогнозируют, что почти 25% всей глобальной экономики будет иметь цифровую структуру. Казахстан же в этом вопросе придерживается трендов и также делает упор на развитие цифровых технологий. Эксперты в этой области уже давно активно обсуждают, то какие главные шаги должна предпринять наша страна, чтобы войти в цифровую эпоху не аутсайдером, а лидером. Одним из основных вопросов, которые касаются цифровизации сегодня, является развитие электронной торговли в Казахстане. Это понятие в первую очередь подразумевает торговлю в сети Интернет. Вызовы, которые стоят перед внедрением электронной торговли – это обеспечение безопасности таких процедур для всех ее участников, как для покупателей, так и для продавцов. Также, чтобы процесс был бесперебойным, необходимы работоспособные цифровые платформы и специалисты, обеспечивающие их нормальное функционирование.
Сегодня в Казахстане для бизнесменов, которые занимаются электронной торговлей, создаются благоприятные условия. Это касается, в первую очередь, законодательства, существуют всевозможные льготы и послабления для интернет-предпринимателей. Такие условия делают сферу электронной торговли в Казахстане довольно привлекательной для бизнеса, и с каждым годом все больше появляется компаний, которые выходят на электронный рынок.
Виталий Казанцев – кандидат юридических наук, директор компании, которая предоставляет юридические услуги для IT и Telecom сектора Казахстана и других стран, считает, что на сегодняшний день многие начинающие интернет-предприниматели недостаточно осведомлены о работе, структуре, и других нюансах электронной торговли и нуждаются в квалифицированной юридической помощи. В эксклюзивном интервью порталу El.kz юрист рассказал о специфике электронной торговле в нашей стране.
— Виталий Витальевич, как вы оцениваете сегодняшнее состояние электронной торговли в Казахстане, с юридической точки зрения?
— К самому становлению электронной торговли как таковому виду дистанционных операций, когда отсутствует личный контакт продавца и покупателя, в Казахстане предшествовал такой вид торговли как торговля по каталогам, по почте и т.д., но конечно, все это практически уходит в интернет. С юридической точки зрения развитию электронной торговли в Казахстане предшествовало очень много изменений и дополнений в законодательство, косвенно влияющих на электронную торговлю как таковую – например, изменения в Гражданский кодекс — если раньше возможность заключения сделок в рамках электронной торговли была предусмотрена только, например, путем обмена электронными документами с электронной цифровой подписью, теперь же достаточно обмена сообщениями в электронной форме, позволяющих определить стороны сделки, ее предмет и существенные условия. То есть когда вы заходите в интернет-магазин, вы же не всегда подписываете договор посредством ЭЦП – есть и просто заказы в электронной форме. С другой стороны, электронная подпись, конечно, – это инструмент некоей гарантии, когда вы приходите на определенную торговую площадку или порталы государственных закупок, да, там ЭЦП позволяет более серьезно подходить к процессу идентификации стороны сделки, быть уверенным в том, что вы это именно то лицо, кем вы являетесь или представляете интересы. При обмене электронными сообщениями, когда вы делаете заказ, конечно, тут всегда существуют риски, и некие возможности для махинаций. И махинации возможны как со стороны магазина, так и со стороны покупателя, например, кто-то может заказать и после отказаться от своего заказа – это не я делал заказ, кого-то не будет устраивать сам заказ, и он будет искать возможности не оплачивать его и т.п. То есть очень много нюансов существует, которые, например, в законодательстве о защите прав потребителей прямо не прописаны. Но, с моей точки зрения, базовый минимум, который нужен для защиты простых потребителей, таких как мы с вами, то есть покупателей электронных магазинов, он у нас в стране — есть. У нас есть право на информацию о товаре, право на обмен товара и т.д. Но нужно понимать, что особенность Интернета в том, что у него нет единой для всех юрисдикции в целом. Это говорит о том, что мы, например, не можем применить казахстанское законодательство к какому-либо крупному иностранному интернет-магазину или площадке. И поэтому для того чтобы развивался именно казахстанский сегмент электронной торговли, сегодня существуют определенные льготы по налогам, для того чтобы продавцы использовали именно наши домены, руководствовались и регулировались нашим законами. И в этом случае достаточная гарантия безопасности – т.е. возможность эффективно защищать свои права, конечно есть. Ведь когда наш покупатель заходит на иностранный сайт, всегда возникает вопрос: действительно ли это добросовестный сайт, а не фейк? Когда я вижу интернет-магазин в доменной зоне «KZ», я как потребитель и юрист более-менее уверен, что смогу отстоять свои права при каких-то спорных ситуациях. С другой стороны, и у продавца также больше уверенности, когда он меня идентифицирует по моим персональным данным, если есть тот же ИИН и т.д, это подтверждает существование покупателя, к которому магазин также может адресовать претензии при их наличии. И конечно, по сравнению с тем, что было 5-7 лет назад, эта схема упростилась, в стране нарабатывается практика, подходы и не только потребители начинают надлежащим образом защищать свои права, но и продавцы также получают инструменты от недобросовестных покупателей- то есть процесс развития у нас идет, и на мой взгляд — на достаточно хорошем уровне, может конечно не так быстро адаптируется законодательство, как хотелось, но все же.
Касательно защиты и обеспечения информационной безопасности — это вопрос функционирования данных Интернет-ресурсов, торговых площадок, какие способы они используют в своей защите, как хранят данные, вопросы идентификации пользователей как первично, так и в последующих входах в личный кабинет, идентификация по номеру телефона и т.п. — все это довольно актуальные вопросы юридического оформления таких действий. Нужно понимать, когда у людей возникают спорные вопросы и проблемы, они идут за решением и защитой к государству, а государство должно иметь инструменты для того чтобы суметь помочь этим гражданам, прежде всего – юридическую основу для этого. Но конечно, быстрее развивается не законодательство, а технологии — например, сейчас уже внедряются более продвинутые способы идентификации участников сделок в интернете — такие как биометрия, отпечатки пальцев, распознавание по лицу и т.д.
— Какой бы вы дали совет в плане обеспечения своей безопасности, потенциальным покупателям интернет-магазинов?
— Если мы говорим о покупателях, то в первую очередь нужно понимать, где ты приобретаешь этот товар. То есть наличие номера телефона на сайте без указания адреса интернет-магазина, и других данных о продавце — это самый первый «звоночек» для покупателя, чтобы насторожиться. Ведь вся информация о продавце должна быть известна: кто продает? Физическое лицо, ИП или ТОО? Если эти данные есть на сайте, то это уже какая-то гарантия для потребителя, что действительно есть реальное лицо, стоящее по ту сторону монитора, которое готово оказать вам услуги, продать товар и т.п. И это самый первый момент, на который нужно обратить внимание, потому что без этого сделка с неустановленным/неизвестным лицом – на свой страх и риск. Также внимательно нужно прочитать условия пользовательского соглашения с Интернет-ресурсом, условия где предусматриваются порядок оплаты, доставки и возврата. Потому что очень часто люди приобретают товар, а там оказывается идет сверху комиссия, доп.расходы и т.п, они потом говорят, что их не предупреждали о комиссии и т.п. и возникают споры и проблемы. В общем, чем внимательнее вы прочитаете и поймете из чего, складывается стоимость товаров и услуг, каким образом можно предъявлять претензии если что-то не так, какая-то поддержка/гарантия и т.д. – тем эффективнее вы сможете отстоять свои права в юридическом русле. И конечно же, нужно обращать внимание на способы оплаты и на непонятные просьбы вроде: «скиньте на карточку физического лица, вот реквизиты» — у вас должны возникнуть серьезные сомнения – а торговля ли это? При оплате как-правило используются зарегистрированные платежные системы и организации, которые легко можно будет проверить на сайте в реестре Национального банка РК, если используется интернет банкинг, или терминалы оплаты. То есть когда в процессе оплаты участвует не только заинтересованное лицо как продавец, но и третья сторона – платежная система, организация и т.п., которая в случае чего может всегда подтвердить факт вашей оплаты – это серьезная доказательственная возможность надлежащего исполнения покупателем своих обязательств по сделке.
— А если человек уже допустил ошибку и связался с фейковым интернет-магазином, произвел оплату, какие шаги в первую очередь нужно предпринять, чтобы вернуть свои деньги и привлечь мошенников к ответственности?
— Если речь идет о каких-то мошеннических вещях, конечно нужно написать заявление в правоохранительные органы. Ведь если эти люди будут установлены, отсутствие зафиксированного факта их незаконных действий на первоначальном этапе практически лишает возможности в последующем предъявить к ним претензии. Также нужно сразу озаботиться сбором доказательств — зафиксировать подтверждение вашей оплаты, возможно получить выписку из банка и т.п., материалы из личного кабинета и заказы и т.п. Это можно сделать как обычными скриншотами, так и в рамках обеспечения доказательств, например, нотариусом — создается протокол обеспечения доказательств с приложением скриншотов этого фейкового сайта – а это уже серьезное доказательство для суда. В любом случае пострадавшему покупателю нужно будет самостоятельно собрать всю доказательную базу, подтверждающую его действия на этом сайте – т.е. доказать в суде, что вы являетесь добросовестным покупателем. Но если сайт все же еще работает по указанным на нем данным для обратной связи можно обратиться уже к ним, если же ответ не последует, можно уже отправляться в правоохранительные органы и/или в суд – в зависимости от конкретных действий/бездействия администрации сайта. Конечно, гораздо сложнее будет, если этот сайт был зарегистрирован в другой стране. Но в любом случае — все, что я перечислил — это тот минимум действий, которые нужно предпринять в таких проблемных ситуациях. Даже если не будет результата как такового сиюминутно, это важно в рамках законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, и не исключено, что к покупателю могут быть предъявлены претензии, что он эту сумму не просто переслал в интернет-магазин, а возможно спонсировал какую-то преступную организацию и т.д. и т.п. Иными словами, здесь очень много нюансов и «страховать» свои действия и их последствия должен каждый клиент таких фейковых «интернет-магазинов».
— Какие меры безопасности нужно соблюдать добросовестным юридическим лицам, которые только открывают интернет-площадки или уже имеют такой бизнес?
— Если юридическое лицо собирается заняться торговой деятельностью в интернете, то нужно понимать, что есть очень много ограничений и регуляторики. И я рекомендую перед этим начинающим фирмам обращаться к юристам для консультаций и разработки необходимых документов. Ведь та же самая интернет-площадка может восприниматься в различных плоскостях. Для начала, согласно законодательству, в Казахстане любой интернет-ресурс, в т.ч. интернет-площадка — это своего рода средство массовой информации и все его публикации попадают под профильное законодательство. Если смотреть дальше – то к интернет-площадкам и сайтам соответственно есть требования по языку, по рекламе, требования по защите прав потребителей, есть вещи, которые не подлежат продаже таким способом и т.п. К нам часто обращаются владельцы стартапов в форме интернет-магазинов, мобильных приложений для таких магазинов и т.п. за юридическим сопровождением всего или каких-то элементов этого процесса. Это могут быт вопросы по сбору и обработке персональных данных клиента, взаимодействия с платежными организациями и системами, вопросы пользовательских соглашений и прав магазина и т.п. — то есть здесь очень много «НО», которые неспециалисту сложно бывает учесть. Поэтому некоторые владельцы, которые не открывают отдельный ресурс интернет-магазина, свой товар «выкладывают» на уже готовые интернет-площадки, своего рода хабы, где есть уже какие-то типовые документы и условия, налажены и оформлены схемы работы и т.п. Но не всегда возможна такая некая универсализация и коллективизм – специфику товара/услуги также необходимо учитывать – и они все равно приходят к нам за советом. Очень важно учитывать все юридические моменты при открытии торговой площадки в сети. На нашей практике были такие случаи, когда запускают интернет-магазин, а потом потребитель пытается злоупотреблять своими правами, особенно когда речь идет о дорогих товарах, и в итоге вся прибыль которую магазин заработал уходит на судебные издержки, которые можно было не допустить, оформив все как необходимо с самого начала.
— Спасибо вам большое за содержательное интервью!