В сознании большинства людей в любом гражданском обществе и при практически любом общественном строе, при оценке деятельности государственного аппарата, последний зачастую называют «громоздким, неповоротливым, неэффективным источником «административного произвола». Поэтому целью любых реформ в государственном управлении является сделать государственный аппарат «эффективным, компактным и работающим», так как бесспорно утверждение о том, что нам нужна эффективная и четкая технология разработки, принятия и исполнения решений.
При этом, юридический подход для обеспечения качества принимаемых решений недостаточен по причине банального отставания нормативных актов от жизни и невозможности охвата всего многообразия жизненных ситуаций.
Нормативные правовые акты задают верхнюю и нижнюю границу по ограничению деятельности чиновника, но зачастую не определяют её. В мире известны технологии, ориентированные на содержательные аспекты проблемы, однако, которые гарантировали бы чиновнику качество принимаемых решений и их эффективность, пока нет. Такова видимость текущей ситуации со стороны простого обывателя.
Но стоит посмотреть на мир глазами чиновника, как исчезнет громоздкий, уродливый, неповоротливый и неэффективный аппарат, и мы увидим прекрасную, эффективную, компактную и работающую на себя систему, надежно защищенную от посягательств на свое более-менее безбедное существование.
Кроме того, помимо экономических соображений, необходимо учитывать психологию государственных служащих, их интересы, цели и экзистенциальные потребности как многочисленной и влиятельной группы.
При этом, институты работы в частном секторе и службы в государственном секторе укоренены в современных понятиях, и в них прямо или косвенно учтены особенности нашей национальной культуры, истории и традиций.
Слова «служба» и «служить» имеют многочисленные значения, которые отличают их от слов «работа» и «работать» соответственно. Например, можно сказать о государственном служащем, что он «несет службу», но нелепо утверждать, что он «несет работу»; напротив, говоря о шахтере, что он «выполняет тяжелую физическую работу», неприемлемо утверждать, что он «выполняет тяжелую физическую службу».
Согласно толкового словаря В. Даля, «служба – употребление, польза, угода, жизнь для других, услуга, полезное дело; служить – гордиться, быть пригодным, полезным, быть орудием, средством для цели, идти в дело, быть нужным».
В государственной службе ключевым понятием является «должность», в основе которого лежит глагол «должен», напоминающий об обязанностях. Между тем, английский эквивалент «position» говорит скорее о положении в организационной структуре (по определению В. Даля, должность – это «служебное место»).
Каждый день тысячи казахстанцев отправляются кто на работу, кто на государственную службу. У обоих занятий есть немало общего: обязательность исполнения некоторых должностных обязанностей, наличие прав, как минимум, на их исполнение, ответственность за свои действия, материальное вознаграждение, нормативно-правовое регулирование деятельности. Есть и существенные различия. Например, работнику частного сектора за выполненную работу полагается зарплата. Более подробно: заработная плата, или плата за труд. Если платят за работу, значит, чем больше сделал работник, тем больше он должен получить в качестве компенсации за свои физические и умственные усилия. Отсюда недалеко до вывода о том, что у наемного работника частного сектора не должно быть потолка оплаты труда.
В то же время, заработная плата государственного служащего называется должностным окладом, который, несмотря на все принятые изменения, является строго фиксированным. Получается, что основной способ для государственного служащего улучшить свое материальное положение должен состоять в том, чтобы сделать карьеру.
Для того, чтобы чиновник мог исполнять свои должностные обязанности, он наделяется необходимыми полномочиями. При этом, наличие некоторой власти открывает возможности злоупотребления ею, поэтому, в отличие от работника частного сектора, для государственного служащего законодательство устанавливает специфические ограничения.
Объем ограничений определяется из противоречивых требований: с одной стороны, они должны препятствовать злоупотреблению властью, а с другой – не препятствовать исполнению должностных обязанностей. Забрав у служащих с помощью ограничений некоторые права (у некоторой категории госслужащих иногда, даже конституционные), для сбалансированности системы предлагаются достаточные, с точки зрения законодателя, компенсации в виде льгот, привилегий, гарантий.
Таким образом, в отличие от работников частного сектора, которым работодатель компенсирует физические и умственные усилия, государственные служащие вправе рассчитывать на компенсацию неприятных для него ограничений.
Логично что чем значительнее компенсации, тем большее число государственных служащих откажется от злоупотребления служебным положением и, наоборот, чем незначительнее компенсации, тем большее количество чиновников будет нарушать закон.
На основании вышеизложенного, сущностные отличия «работы» от «службы» следуют из того, что работают всегда на кого-то, а служат – чему-то. Анализ указанных понятий позволяет прийти к нетривиальным, быть может небесспорным выводам, однако, они по сей день используются для оптимизации реформирования системы государственного управления во многих странах.
Соответственно, любая отрасль (или профессия) человеческой деятельности имеет свой профессиональный или памятный день (праздник), тем более такая, которая имеет огромное влияние на качество жизни своих граждан, как государственная служба.
Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции 57/277 от 7 марта 2003 года постановила объявить 23 июня Днем государственной службы Организации Объединенных Наций.
В указанном документе содержится призыв к государствам-членам организовывать в этот день специальные мероприятия для освещения значения государственной службы для жизни общества и ее вклада в процесс развития, проводить награждение государственных служащих, а также ориентировать жизненные интересы молодежи в направлении принятия решений о карьере государственного служащего.
Для того чтобы достичь целей в области устойчивого развития, «правительствам следует использовать инновационные и интегрированные подходы для продвижения политических реформ, институциональной координации, инклюзивного процесса принятия решений, а также эффективных, ответственных, всеобщих и подотчетных систем предоставления государственных услуг». Большой и кропотливой работой в этом направлении многие годы также занимается и руководство нашей страны – Республики Казахстан!
Е.ТУМАБЕКОВ, руководитель Управления государственной службы Департамента Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы по Жамбылской области