МАСТЕР ПЕРА ИЗ АУЛИЕ ШОКЫ

0

(ПИСАТЕЛЮ-ПУБЛИЦИСТУ АШИРБЕКУ КОПИШУ – 75 ЛЕТ)
На востоке Кордайского района у подножия гор есть два небольших села Керу и Каракемер, откуда вышло немало известных личностей. В их числе известный математик, академик НАН РК Мухтарбай Отелбаев, первый казахский профессиональный балетмейстер Даурен Абиров, заслуженные артисты Казахской ССР Матан Мураталиев и Аскарбек Сейлханов, редакторы-журналисты Баймухан Орадабаев и Кыргызбай Дауытов, первый диктор казахского телевидения Лазиза Аймашева, кандидат наук Сарсенбай Койшыбаев, известный снайпер Абил Нусипбаев, который уничтожил около трехсот фашистов…Есть среди них писатель-публицист, полиграфист Аширбек Копиш, который сегодня отмечает 75-летний юбилей.
Родился он 30 апреля 1947 года у подножия той самой священной горы в местности под названием Беткайнар. Там отец Сейлхан и мать Капуза, которым было чуть за сорок, вдали от людей пасли скот. Жили в юрте. В горах только растаял снег и начала пробиваться зеленая трава.
Отец собрал таких же животноводов, как сам, которые были в округе, и отпраздновал рождение сына. Пуповину перерезала Арзанкуль апа. Разия апа позвала Байболата ата, который по обычаю прочитал азан, и младенца нарекли Аширбеком. Значение своего имени он узнал будучи студентом в университете. В арабском «ғашр» значит число «десять». Он –младший в семье. До него брат Акылша – участник войны, затем Абикен, Абдысадык, Абдибек. Когда ему исполнилось примерно 5 лет, отец оставил чабанство, и они переехали в Керу. В 1954 году Аширбек пошел в семилетнюю школу с.Керу. Он помнит, как собирал в тряпочную сумку наточенные карандаши, чернильницу и перья, и брат Акылша водил его в школу. В школу он пошел подготовленным. Вместе с братом-погодком Абдибеком, который учился в первом классе, он выучил все буквы и научился писать и читать.
В его памяти осталась женщина среднего роста, крепкого телосложения с длинными до пят густыми волосами, которые были заплетены в косы и туго перевязаны серо-белым платком. Это была его первая учительница –Ырыс апай.

Ее единственная дочь Жамаш (настоящее имя должно было быть Жамиля) училась в одном классе с ним. Бабушка сильно баловала ее, поскольку она была любимицей. И когда она допускала шалости Ырыс апай несмотря на то, что она была единственной дочерью, могла ударить ее длиной линейкой или запустить в нее мелом. И другие дети, которые видели это, сразу затихали и сидели молча. В школе Керу им преподавали учителя по имени Дамеш, Майлыш, Анаргуль, Карымсак, Бейсе, Жолдасбек, Жадил, Кулзай, Сейтхан.
В 1961 году его семья переехала в село Каракемер и Аширбек окончил седьмой класс семилетней школы с.Каракемер. Продолжил он обучение в 11-летней школе с.Караконыз (с.Масанчи). В школе он претендовал на «золотую» медаль, и в 1965 году окончил ее с «серебряной» медалью.
Летом вместе со своими одноклассниками они отправились поступать на учебу в город Алматы. Будучи учащимся школы с.Керу он писал стихи и статьи и часть их была опубликована в районных и республиканских газетах и журналах. Поэтому он выбрал специальность «казахский язык и литература» факультета филологии Казахского государственного университета. Экзамены он сдал с хорошими отметками и был зачислен в одно из самых престижных учебных заведений того времени. Поступившие на учебу более 100 девушек и парней из большого количества абитуриентов, были талантливыми молодыми людьми, которые любили литературу и по творчеству не уступали друг другу. Наш герой старался не отставать от них, переходил из курса в курс и стремился в будущее. Радости и невзгоды студенческой жизни познал вместе со всеми. Так, обучаясь в университете, он начал понимать, что такое учиться по специальности, каким бывает настоящее образование, задумываться над тем, сможет ли он стать частью интеллигентного общества, стремиться к целям и задачам, поставленным не на день, а на всю жизнь. К окончанию учебы это понимание стало доходить до всех. Наверное, поэтому, все его сокурсники на последнем курсе стали трудоустраиваться в республиканские издания. Это были Сагат Ашимбаев, Сайлаубек Жумабек, Адилбек Тауасаров, Алма Кыраубаева, Ризабек Адуов, Нурлан Оразалин, Алдан Смайылов и он сам. В 1970 году незадолго до окончания учебы Аширбек Копиш устроился журналистом в республиканскую газету «Пионер Казахстана» (сейчас -«Ұлан»). Редактором был известный писатель, спортивный журналист Сейдахмет Бердикулов. Через 8 месяцев его работы в этой газете, Сейдахмет Бердикулов перевелся главным редактором газеты «Лениншіл жас» (сейчас «Жас алаш») вместо Шерхана Муртаза, который перевелся на вышестоящую должность, и видя творческий потенциал Аширбека позвал его вместе с собой. Так, наш герой приступил к творческой работе вместе с Анесом Сарай, Оралханом Бокей, Кадырбеком Сегизбай, Сериком Абдырайым, Рашидом Рахымбек, слава которых гремела на весь Казахстан.
Тогда газета «Лениншіл жас» была единственным изданием в Казахстане, которая могла поднимать острые социальные и общественные проблемы. Каждая статья, опубликованная в газете, вызывала большой общественный резонанс. А статьи и рассказы, публикующиеся в молодежной газете, сразу же попадали во внимание литературного сообщества.
Каждый умеющий писать человек, который попадает в такую среду и начинает работать в журналистике, по возможности стремится в мир литературы. И это – закономерность. Через это прошел и Аширбек. Его коллеги часто говорили ему о том, что его статьи близки к литературе, нежели к журналистике. Но все же, он не решался публиковать свои первые художественные произведения. Все свои работы он собирал и хранил в папке. В это время в коллективе работали такие талантливые мастера пера, как Мухтар Шаханов, Фариза Онгарсынова, Акселеу Сейдимбеков, прибывшие из разных регионов страны.
Спустя некоторое время поэтесса из Аркалыка Фариза Онгарсынова была назначена главным редактором «Қазақстан пионері», затем нового журнала «Пионер» (сейчас «Ақ желкен») и пригласила Аширбека в качестве своего заместителя. Так резко возросло его стремление к личному творчеству.
В 1983 году он принял участие в закрытом конкурсе литературных произведений для детей и подростков, который проводился совместно с Центральным комитетом ЛКСМ Казахстана, государственным комитетом Казахской ССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговле, а также издательства союза писателей Казахстана «Жалын» свою первую повесть «Дөңгеле, күн, дөңгеле». Это произведение было посвящено родному селу Керу, его красивой природе, жизни людей на селе. Его повесть, предствленная в конкурсе, где участвовали сильные писатели тех лет и решение жюри о победителе остается тайным до конца, заняло второе призовое место. Впоследствии писатели, которые вошли в состав жюри, С.Бердикулов, Т.Молдагалиев, Ф.Онгарсынова, Т.Абдыков не раз говорили о том, что его повесть чуть ли не стала победителем конкурса.
Так, желание писать возросло еще больше. Одновременно с работой в прессе он начал писать литературные произведения. Стали издаваться книги с его многочисленными повестями и рассказами «Дөңгеле, күн, дөңгеле», «Таудан түскен тұман», «Көк аспанның әміршісі», «Бетқайнардың үкілі қамысы», «Құмайкөк», «Құмайкөктің көк аспаны». В последние годы были изданы 1 и 2 томы романа-эпопеи «Мәңгілік майдан».
О его книгах были оставлены только положительные комментарии. Ряд представителей казахской интеллигенции, особенно несколько известных писателей-критиков высоко оценили две первые книги романа-эпопеи «Мәңгілік майдан». Они выражают мнение о том, что в этих романах с высокой художественностью охвачены основные направления благородного исторического духа казахского народа. Это и было главной целью автора.
«Поэтому я стараюсь взять за основу последних томов свои мысли, которые возникли в процессе наблюдения за судьбой народа. Я хочу, чтобы это было примером для будущего и нынешнего поколения, которое растет с тревогой о событиях всего мира в 21-веке и плохо знает свою историю», — говорит сам автор.
Он начал свой трудовой путь журналистом в республиканской газете «Қазақстан пионері» (сейчас «Ұлан») (1970 г.), далее от рядового журналиста вырос до заведующего отделом в газете «Лениншіл жас» (сейчас «Жас Алаш») (1970-1978 г.г.), и был в должности ответственного секретаря нового журнала «Пионер» (1978-1987 г.г, сейчас «Ақ желкен»).
В 1986 году после декабрьских событий в Алматы, после кардинального изменения всей общественно-политической жизни СССР, после требований казахской молодежи новой истории в Казахстане стал издаваться казахско-русский журнал «Арай-Заря». Ранее подобные решения принимала Москва.
С января 1987 года решением московских и казахстанских органов Аширбек Копеш был назначен главным редактором этого журнала. Руководить журналом, который ранее не издавался в Казахстане, было делом нелегким. После декабрьских событий в различных местах, общественной среде, особенно в прессе, случались открытые столкновения с русскоязычными представителями на пути защиты интересов казахской нации. Это напрямую влияло на все общество. В то время никто не мог даже предположить о том, что в скором времени коммунизм распадется.
«Вот в такое время пришлось публиковать на страницах журнала «Арай-Заря» острые критические статьи. Мы пошли на такой шаг. В нашей редакции трудились преданные казахской прессе, впоследствии ставшие известными политические журналисты Алтынбек Сарсенбаев, Сейдахмет Куттыкадам, переводчик Акас Тажутов, известные поэты Есенгали Раушанов, Мейрхан Акдаулетов, Кайрат Алимбеков, Гулнар Салыкбаева, Гулзат Шойбекова, Шарип Куракбаев, Гульбайраш Молдабаева. В русской редакции также работали талантливые молодые люди. Так, журнал «Арай-Заря» стал одним из популярных изданий по всей республике», — вспоминает Аширбек ага.
В 1993 году он по решению власти был назначен директором, затем президентом республиканской корпорации «Телевидение и радио Казахстана». Так пришлось руководить телерадиокомпаниями всего Казахстана и принимать активное участие в идеологической и общественно-политической жизни. В его биографии это — особенная ступень. В 1996 году решением Министерства печати РК он был назначен генеральным директором издательства «Өнер». Сейчас он продолжает эту работу. Главным направлением деятельности издательства, созданного в 1980 году, является обеспечение издания различной печатной продукции, альбомов и книг, которые охватывают все сферы искусства. Аширбек Копиш стал автором проекта суперфотоальбомов «II съезд лидеров мировых и традиционных религий», «Культурный центр Президента», «Путешествие в детство».
Он – член союза писателей Казахстана, отличник печатного и полиграфического дела Казахстана, культурный деятель Республики Казахстан, Почетный журналист Казахстана, обладатель Почетной грамоты Верховного Совета Казахской ССР, лауреат международной премии имени Жамбыла, ветеран телевидения и радио Казахстана, обладатель медали «Ұлы дала Батыры», орденов «Құрмет» и «Парасат».
В 2015 году я стал очевидцем встречи Ашеке с одноклассниками в честь 50-летия окончания школы. По традиции они собрались в мечети, которая была построена на месте старой школы, посвятили суры из Корана ушедшим из жизни учителям и одноклассникам, и организовали для сельчан поминальный обед. С того времени прошло семь лет. За это время ушли из жизни еще несколько его ровесников. Таков закон природы.
С супругой Минирой Садыркызы они поженились в 1975 году, сейчас их дети создали свои семьи. Сыновья Данияр и Кайсар окончили казахские школы в Алматы, один с золотой, один с серебряной медалями. После окончания высших учебных заведений страны, они обучились в Великобритании. Проработали в Министерстве иностранных дел, а также на иностранной высшей дипломатической службе. После выполнения работы на ответственных должностях в Италии, США, ОАЭ, Саудовской Аравии и т.д., вернулись на Родину. Сейчас трудятся каждый в своей сфере. Старший брат Ашеке Почетный гражданин Кордайского района Абдибек Сейлханов говорит о нем: «Аширбек с детства был смышленым. Школу окончил с серебряной медалью. Контролировал, как учатся свои дети. Когда приходят гости, мы обычно отправляем их в другую комнату, а Аширбек напротив, приглашал своих сыновей, чтобы они слушали поучительные рассказы взрослых. После того, как гости уходили отдыхать, он занимался уроками с детьми. В его доме висела школьная доска. Сейчас он пожинает плоды того воспитания. Его путь продолжают внуки».
Путешествуя по всему миру, пока учились и работали его дети, Аширбека посещали разные мысли. Каждое его путешествие – отдельная история. По его словам, самое главное в путешествиях – возвращение на Родину с новыми мыслями путем необходимого исторического поиска в качестве потомка казахского народа, а также обогащение своей жизни и веры. По долгу службы и в личных поисках он побывал в США, Великобритании, Франции, Германии, Южной Корее, Турции, ОАЭ, Саудовской Аравии, Мексике, Голландии и других странах. Мысли о том, что увидел и узнал в памяти, некоторые перенесены на бумагу.
«Сегодня я пишу очередные тома романа-эпопеи «Мәңгілік майдан». Пандемия, охватившая весь мир, отразилась плохо на всех. Поэтому, мое сочинение несколько задержалось. Теперь я хочу продолжить этот роман-эпопею и донести в художественно-эпическом образе сегодняшнему и будущему поколению все невзгоды, пережитые казахским народом на протяжении трех веков (XVIII, XIX, XX вв.), о российском колониализме, который чуть было не уничтожил всю нацию и коммунистической Красной империи, которая захватила историю. Қазақ Елі, которая создала внушительную власть на Земле вместе с древним миром кок тюрков, далее разделилась на крупные империи Уйсинов, Канлы, Саков, Гуннов, затем стала единым Казахским государством и дошла до ХХІ века. Это же здорово! Вот поэтому следующее поколение должно крепко держать в руках особо высокий исторический пьедестал!», — говорит мастер пера из Аулие шокы.
Пусть возвышается имя писателя, мудрого человека, который родился в небольшом селе в одном из отдаленных уголков Кордайского района и достиг таких достижений.

Курманбек АЛИМЖАН,
член союза журналистов РК

Leave A Reply

Your email address will not be published.