На современном этапе глобализации образовательных систем и развития методик необходима новая типология ВУЗов, которые по форматам и учебно-образовательным достижениям приблизились к университетам, занимающим лидирующие позиции в мировом рейтинге. Ведущие университеты мира обеспечивают высокий уровень преподавания, внедрения научных результатов в производство, в сферу менеджмента, культуры, массовых коммуникаций. Для открытого общества нормой политических и социальных отношений и атрибутом процесса развития и изменения становится согласованность и оптимизация во взаимодействии всех систем и структурах государства, а университет является важным общественным институтом, где определяются ключевые направления инновационного развития высшей школы и роль в социокультурной жизни общества. Общество, которое проходит этап осуществления глубоких политических, социальных изменений, осуществляет переход к рыночной экономике, к демократическим нормам и отношениям, идет процесс государственного развития и социальной дифференциации, становления общественных институтов и углубления социальных различий. Периоды политической и социальной трансформации являются этапами обострения и в системе государственных и социальных институтов.
Философия образования рубежа XX – начала XXI века отмечена противоборством различных образовательных концепций. Дискуссия между гуманитариями и технократами имела у своих истоков высокий и наивный оптимизм, рассматривающего науку как средство социально-исторического спасения человечества. Главный итог дискуссии рубежа 80-х – 90-х гг. XX в. – решение последовать примеру целого ряда европейских и американских университетов, скорректировавших свои учебные планы в пользу гуманитарных дисциплин. Однако в процессе реализации данного проекта во многом была выхолощена, или доведена до абсурда и имела трагические последствия для естественно-научного образовательного блока (преимущественно две дисциплины – юриспруденция и экономика).
Решающую роль в нынешнем падении статуса гуманитарного образования сыграла характерная для начала XXI века прагматическая актуализация принципа полезности. Все это вновь свидетельствует о тенденции к разрыву между гуманитарной и естественно-научной составляющей образовательного процесса. В процессе модернизации общества системе высшего образования принадлежит во многом решающая роль. Но не следует забывать, что классическое университетское образование отличают не только фундаментальность и системность, но и интегральность; естественно–научное и гуманитарное начало в образовательном процессе.
Современный университет характеризуется как своеобразный холдинг, в котором многочисленные образовательные, научные структуры имеют разносторонние связи с реальным сектором экономики, с международными научно-образовательными центрами, лабораториями, а также формирующихся производств, которые в совокупности призваны дать студентам не только самое современное образование, но дополнительные навыки и знания, которые существенно усиливают реальную конкурентоспособность.
В настоящее время образовательная система формально осуществила переход к компетентностной модели, но не совсем ясно, насколько принятые новые стандарты содержательно были усвоены. Формирование компетенций является целью обучения и объединяет триединство знаний, умений и владений. Общекультурные компетенции призваны научить студента извлекать пользу из опыта, искать разнообразную информацию, организовывать взаимосвязи прошлых и настоящих событий, вести дискуссию, отстаивать свое мнение, нести ответственность, самостоятельно находить новые решения, вносить свой вклад и сотрудничать. Большую роль в реализации заявленных принципов играют гуманитарные дисциплины – история, социология, политология и др., которые располагаются в учебных планах всех ВУЗов. Определяющей чертой развития гуманитарных наук в XXI в. стало обращение к теоретическим моделям и исследовательской технике общественных дисциплин. Концепция истории в настоящее время переживает методологический кризис, связанный с реструктуризацией социально-гуманитарного знания. Новые концептуальные подходы к историческим исследованиям возможны через исследование социальной реальности на основе микроаналитических подходов, сформировавшихся в современных социальных науках (социологии, психологии, антропологии).
Процессы глобализации, охватившие современный мир в конце XX- начале XXI века, имели разнообразные последствия, включая изменения в сфере социально-гуманитарного знания. Были разработаны новые макроисторические модели, становление современных версий глобальной, транснациональной, трансцивилизационной, мировой истории. Одним из факторов формирования представлений о «другом» в условиях открытого общества является историческое образование. В связи с этим чрезвычайно актуальной и критически важной задачей становится разработка проблемы диалога культур и цивилизаций в его историческом измерении и интенсификации сравнительно-исторических исследований на основе современных теоретических подходов. Преодоление всех этих проблем, поиск современного взгляда на бесконечное разнообразие исторического опыта с учетом культурных традиций – все это задает импульс для выработки новых стратегий, как в исследовательской, так и в образовательной практике.
В современных условиях непременно должна возрастать роль гуманитарного знания, которое может стать надежной опорой укрепления модернизационных процессов. Одним из основных результатов создания гуманитарного знания является историческое сознание. Это важнейший фактор социальной жизни, исторической памяти и национальной идентичности. Именно поэтому должны быть востребованы его социально-мировоззренческие функции. Европейские рамки квалификации выпускников акцентируют свое внимание на деятельностном подходе в образовании, который ориентирует на конечный, прагматичный результат как многофункциональную систему знаний, умений и владений – компетенций студентов.
Технология достижения консенсуса между естественно–научным и гуманитарным началом в образовательном процессе трудна и сложна. Поэтому необходимо разработка в нескольких дисциплинарных направлениях – институционально-социологическом, социально-психологическом, историко-культурологическом, теорией международных отношений. Проблема целостности образовательного процесса рассматривается современными учеными на основе различных методологических подходов.
Очень важным является адаптация к новым вызовам плохо поддающейся инновациям образовательной системы. Строить современную образовательную систему следует «с двух концов»: учитывая глобальные тренды и опираясь на национальный опыт. Профессионализм в проблемах регулирования и разрешения проблем образовательных систем имеет глубокий общегуманитарный и практический смысл. Образование – это фактор стабилизации и улучшения человеческой жизни. Это функциональное, гносеологическое значение образования давно осознали в развитых зарубежных государствах, где систематически ведется исследовательская деятельность в области образовательных услуг (студентами, родителями, организациями-заказчиками, бизнес-структурами, общественными организациями). В числе базовых идей, на основе которых можно успешно реализовать предлагаемый синтез, следует назвать учение о гуманизации и гуманитарном образовании.
Закономерно, что первоочередными задачами процесса фундаментализации образования были признаны следующие: 1) введение цикла общих гуманитарных дисциплин; 2) создание интегральных междисциплинарных курсов; 3) преодоление противоречий между фундаментальным и профессиональным обучением при безусловном приоритете фундаментальных знаний.
Важно также учитывать, что современная концепция гуманистического образования предполагает освоение не только основ наук, но и основных элементов культуры. Перед наукой третьего тысячелетия, особенно гуманитарных отраслей стоит задача необходимости синтезировать самые разные познавательные устремления человека. Универсальный характер образовательных процессов в условиях глобализации не отрицает, а наоборот способствует выявлению дифференцированных, сложных, разнообразных и новых уровней развития национальной модели высшего образования.
Зере МАЙДАНАЛИ, к.и.н.,
доцент КазНУ им. аль-Фараби,
Азамат ОСПАН, магистрант
КазНУ им. аль-Фараби