Многонациональный КОРДАЙ

0

Известно, что территория

Кордайского района до середины

ХІХ века в числе стран Средней Азии

и южных регионов современного

Казахстана была под властью

Кокандского ханства.

В 1863-1984 гг. ханство потерпело поражение от Российской империи, и эти земли постепенно перешли Российской империи. тогда были созданы Сырдарьинская и Семиреченская области, которые относились к Туркестанскому генерал-губернаторству. Первые русские переселенцы на Кордайскую землю прибыли в 1893 году. До Ташкента они добирались по железной дороге,

остальной путь – на бричках, запряженных лошадьми и быками.

В «Памятной книге Жетысуской области» 1905 года встречаются следующие сведения: в 1892 году по причине неурожайности на европейской части России специальными постановлениями царя от 23 марта и 23 апреля того года русские крестьяне были переселены в Жетысу. Тем самым, в 1893 году при Пишпекском уезде было зарегистрировано поселение крестьян Георгиевка. Переселенцы остановились и установили палатки на месте средневекового города, заросшего камышом, кишащего комарами, с многочисленным количеством небольших озер. Так появились села, которые до Независимости Казахстана назывались Георгиевка, Михайловка, Благовещенка, Ново-Александровка, Горно-Никольск, Успеновка и др. Казахи постепенно переходили к оседлости. В 1910 году на окраине Георгиевки поселились казахи из пяти сел соседнего Ыргайтинского уезда. Жители близлежащих сел Касык, Карасу учились у переселенцев растениеводству. В 1910 году с началом строительства Чумышской плотины стратегически важными были вопросы электрификации региона и освоение орошаемых земель. Сначала необходимо было построить цементный завод. На строительстве трудились местные жители. В эти края переселенцы массово начали прибывать в 1893 году. До этого в 1878 году в район переселились дунгане, бежавшие из Китая. Через кыргызско-казахскую границу перешли порядка 6 тысяч дунган, часть из них осталась на Кордайской земле. Так, в начале ХІХ века на Кордайской земле проживали представители трех национальностей: казахи, русские и дунгане. В годы войны сюда же были насильно депортированы немцы из Приволжья, корейцы из Дальнего Востока, кавказцы, карачаевцы, балкарцы, азербайджанцы, турки, чеченцы, курды и др. Во времена поднятия целины численность переселенцев выросла еще больше.

Тогда,  в голодные  и холодные годы никто из казахов  не обращал внимания на то, какой веры и национальности человек, потому что  высокая человечность и традиции гостеприимства казахского народа  всегда  открывали  двери любому нуждающемуся в помощи. Так, начиная со времен царской России и советской власти, сформировался своеобразный менталитет нашего района. Можно сказать, что Кордай стал маленьким аналогом многонационального Казахстана, который был признан «Планетой сотни национальностей».  Сейчас в районе проживают представители порядка тридцати национальностей, а численность населения достигла почти 170 тысяч.

Главное богатство нашего района – это население, которое состоит из представителей различных культур, языков и религий, что делает его одним из самых многонациональных.

В этом разнообразии есть сила и богатство Кордая. Кордайцы всегда отличались единством. Многонациональное единство является не только источником гордости, но и фактором ее процветания. Взаимодействие и взаимопонимание между разными народами создают благоприятные условия для развития экономики, культуры, образования и других сфер жизни.

Курманбек Алимжан

Leave A Reply

Your email address will not be published.