Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила

0

«Приглашаем к нашему столу»,- приветствует корреспондентов Зарина Мамедова, которая работает в кафе на знаменитом повороте, именуемом в народе «носки». Узнав о причине визита, Зарина рассказала об истории своего народа – турков-ахыска. К слову, турки-ахыска, живущие в селе, общаются достаточно тесно. Соседи регулярно ходят друг к другу в гости. Во время подготовки семейных торжеств, праздников и других мероприятий женщины собираются в одном доме и готовят праздничный дастархан сообща.

Исторической родиной ахыска является Месхети и Джавахети — области на юге Грузии. Насильственное переселение в Казахстан. Здесь и свела судьба турков-ахыска с гостеприимными и добросердечными казахами. Голодное время, он незванным «гостям» небогатые казахи давали и лепешку, и курт, и пиалу чая.

От грустных страниц жизни турецкого народа Зарина перешла к обычаям и культуре ахыска. Нам показался интересным обряд сватовства, свадьбы – ночь хны, обряд при входе в дом жениха макать руку невесты в мед и обмазвать им дверные проемы.

Обряд включает в себя несколько этапов.

Первое – это выбор невесты. Раньше девушку подыскивали родственники и близкие жениха. Жених и невеста до свадьбы могли даже не общаться друг с другом. Сейчас все зависит от решения жениха. В дом невесты отправляются сваты (эльчилик). Дальше происходит само сватовство. Для этого выбирается самый лучший день —  четверг. Отец жениха с братом и другими близкими, как минимум 3 человека, отправляются в дом девушки. Гостям накрывают стол, делая вид, что не подозревают о цели визита. По тому как гости не притрагиваются к угощению, становится явной цель визита.

Семья, чтобы не дать поспешный ответ, говорит: «Наша дочь еще молода, о свадьбе мы еще не помышляем. Но посоветуемся и потом скажем о своем решении». Таким образом дают понять, что за ответом придется ходить еще пару раз. После получения согласия, отец с дядей жениха почти каждый четверг или раз в полмесяца будут приходить, чтобы повидать невесту. Девушка же будет стараться не попадаться им на глаза. Если же родители жениха попросят, то невесту пригласят. Она в первую очередь кланяется будущим свекру и свекрови. Потом будет помогать накрывать на стол, демонстрируя свое умение встречать дорогих гостей.

Невесте каждый раз на счастье приносят подарки или дают деньги. Потом сторона невесты передает представителю жениха подарки для его семьи. Он в свою очередь передаст подарки семье невесты. Потом начинается показ подарков. Жениху принято дарить обручальное кольцо и верхнюю одежду. Девушке – обручальное кольцо, серьги, кольца, браслет, бусы, одежду, мачжар (старинная золотая монета), махмудие (более мелкая золотая монета), связку монет «бещибирли» (5 штук). После передачи подарков семьи одаривают представителя («векилю») противоположной стороны. Так завершается церемония. По древнему обычаю в один из четвергов собираются стороны для определения даты свадьбы и расходов на свадьбу невесты. Стороне жениха дают заказ на поставку продуктов для торжества. У турков ахыска нет калыма. Однако сторона жениха передает невесте деньги, на которые ее родичи могут купить приданое («джеиз»). После чего следует само приглашение на свадьбу.

На «кына геджеси» или девичник собираются только близкие родственники —  девушки и женщины. Представительница жениха «енге» разводит специально приготовленную хну. Ею сначала красят руки невесты, потом – всех остальных присутствующих. Подают угощения, поют невесте прощальные песни и танцуют. За день до свадьбы собираются близкие и распределяют роли и задачи при подготовке к свадьбе. Свадьбу играют в субботу или воскресенье. С утра ставятся казаны, готовят еду. В обед подают угощение в доме жениха. После полуденной молитвы под звуки «давул зурны» отправляется за невестой эскорт жениха («атлылар») — впереди отец и «енге». На полпути внезапно (по обычаю) у кого-то «заболевает» живот. Эскорт останавливается, чтобы отведать угощение «енги». А это обязательно вареная курица и вкусные лепешки. А в доме невесты уже готов свадебный стол. Гостей вводят в дом с музыкой. Женщины со стороны жениха показывают привезенную одежду. Гости подносят свои подарки. Потом в дом за невестой входит отец и старший брат жениха. Девочки со стороны невесты на счастье танцуют с подносами на голове перед невестой. На подносах — сладости и зажженные свечи. Детей одаривают деньгами. Брат невесты пытается (как бы) завязать пояс невесте, но безуспешно. Чтобы это получилось, свекор дает немного денег брату. «Енгелер» привязывают лепешку к поясу невесты, дабы задобрить злые силы. Свекор выводит невесту. Кто-то садится на сундук невесты для выкупа. А потом перед машиной устраивают потешную борьбу представители обеих сторон для препятствия. Перед выездом свадебного кортежа натягивают веревку — получают штраф от свекра. На полпути снова у кого-то «заболевает» живот. Теперь уже «енге» невесты выставляет угощенье. На этой остановке звучит музыка, гости танцуют. В это время кое-кто торопится с хорошей новостью в дом жениха, чтобы получить награду за «мюжде» (добрую весть). Нужно будет представить доказательство от «енге» — «мюжде ястух» — подушку. Перед невестой режут жертвенного барана «курбан», кровью которого мажут лоб и обувь невесты. Перед ней танцуют родственники жениха.

В обязательный атрибут свадьбы входит разбивание невестой  каблуком тарелки на счастье.

Не смотря на то, что на казахской земле выросло уже не одно поколение турков-ахыска, традиции своего народа бережно передаются из поколение в поколение. При этом в каждом доме можно увидеть слияние национальных обычаев двух народов – на столе будут бауырсаки, гостя пригласят на торь, пришедшего впервые в ваш дом одарят…

К слову, многие обычаи казахов и турков и очень похожи. На прощание Зарина сказала, что казахстанская земля стала родиной для представителей ее народа, и они, и их дети-внуки будут здесь жить, сохраняя самобытную культуру своего народа.

 

 

Leave A Reply

Your email address will not be published.