Особое место в системе отечественного образования занимают дети с особыми образовательными потребностями. Повсеместно по Республике открываются различные центры реабилитации и адаптации для детей-инвалидов, психолого-педагогические коррекционные центры; действует программа инклюзивного образования, когда получение качественных знаний доступно всем обучающимся, независимо от индивидуальных возможностей.
С 2006 года в Кордайском районе действует коммунальное государственное учреждение «Кабинет психолого-педагогической коррекции». В нем обучаются дети с особыми образовательными потребностями. Среди них есть учащиеся с задержками физического и ментального развития, в том числе с диагнозами аутизм и ДЦП. На сегодня Кабинет психолого-педагогической коррекции посещают 226 детей.
По словам директора учреждения Асии Валиевой, в кабинете психолого-педагогической коррекции особенным детям помогают социализироваться в обществе. И после нескольких занятий с педагогом-дефектологом, педагогом-логопедом, педагогом-психологом, инструктором по лечебной физкультуре видны результаты в обучении.
Примечательно, что специалисты КППК не ограничиваются в своей работе традиционными учебными материалами, а постоянно совершенствуются. И даже создают авторские учебно-методические пособия.
Так, они в течение года работали над созданием Нейроәліппе. Это уникальное сочетание аналитико-синтетического звукового метода обучения грамоте. Он предназначен для детей с особыми образовательными потребностями: детей с нарушениями речи, умственной отсталостью и другими психофизическими нарушениями для распознавания букв и слогового чтения. А также этот букварь очень эффективен в работе с детьми дошкольного возраста и первоклассников.
В знаменательный День благодарности, 1 марта, в КППК в торжественной обстановке состоялась презентация уникального учебного пособия. Замечу, что Нейроәліппе – единственный аналоговый учебник на государственном языке. Его авторы сурдопедагог Т.Тыныстан, тифлопедагог Р.Беркбулова, олигофренопедагог А.Тохобаева, логопед З.Олжатаева прошли регистрацию и оформление авторского права в органах юстиции.
Нейроәліппе не только знакомит с буквами, но и представляет собой набор заданий, предназначенных для развития всех познавательных сфер, формирования представлений об окружающей среде. Задания для ребенка интересны и не скучны. Для педагогов и родителей дана четкая и подробная инструкция по работе с букварем.
-Почему мы решили создать Нейроәліппе и что в нем особенного? Любой ребенок способен читать и узнавать буквы. Мы помогаем устанавливать у ребенка нейронные связи, которые формируются за 21 день, и в течение 365 дней закрепляются. Для этого важно использовать специальные методы и упражнения. В Нейроәліппе используются специальные образовательные методики, благодаря которым ребенок может распознавать 42 буквы и запоминать их быстро и легко,-рассказывает Асия Асыковна.
Учебник включает в себя дифференцированные традиционные и современные методы, которые нарабатывали, адаптировали, эффективно использовали специалисты КППК на протяжении 20 лет. Одним из них является нейроупражнение, которое представляет собой комплекс упражнений, развивающих коммуникативную функцию правого и левого полушарий головного мозга.
Также в учебном пособии даны логарифмические упражнения, с помощью которых ребенок четко и красиво учится произносить звуки.
-Логарифмические упражнения очень легко и просто усваиваются детьми. Причина в том, что дети любят петь и рифмовать, сопровождая движениями. Систематическое выполнение логарифмических упражнений способствует восприятию музыки и ритма, развитию памяти и словарного запаса. Регулярно выполняя логарифмические упражнения, ребенок развивает дыхательную систему, движения артикуляционного аппарата, силу голоса, ритм, темп, зрительное и слуховое восприятие, мелкую и общую моторику, ориентировку, — презентует книгу один из авторов Толганай Тыныстан. Букварь издан тиражом в 500 экземпляров.
Дети с особыми образовательными потребностями — часть нашего общества. Дать им возможность получить образование, найти друзей, помочь адаптироваться – важная задача, которую решает инклюзивное образование. Использование подобного учебного пособия, наряду с другими средствами обучения, позволит учащимся со множественными нарушениями развития развить свои потенциальные возможности, что, в свою очередь, поможет добиться максимального коррекционного эффекта.
Ляйлим ДОСЕМБЕКОВА