Неважно, кем ты был еще вчера:
Учитель, пахарь, врач или писатель —
Одним корявым росчерком пера
Тебя клеймят: ты враг и ты предатель!
Виновен – не виновен: расстрелять!
Судьба греков похожа на сотни тысяч судеб корейцев, немцев, балкар, карачаевцев, азербайджанцев, турков, армян, жизни которых закрутили жернова сталинских репрессий.
В период с 1944 по 1950 годы в Казахстан, по некоторым данным, переселили около 60 тысяч греков. Многие навсегда связали свою жизнь с нашей страной и остались здесь жить.
…Август 1949 года для Павлиди (дев.Зорбиди) Марии Леонтьевны и ее 14-летней дочери Надежды стал поистине страшным – их вместе с тысячами других греков депортировали со станицы Абинской в Краснодарском крае. Ранним утром в дверь постучали вооруженные сотрудники НКВД и дали на сборы ровно 15 минут. Мария Леонтьевна что могла, то собрала в дорогу: еду какую-то, легкие вещи и все. Им до самого конца не говорили, куда их отправляют и ничего не объясняли. Когда выселяли людей из домов, следили, чтобы не был упущен ни один человек. Депортированных людей на всем пути следования усиленно охраняли солдаты.
Отправляли их в товарных вагонах. Еды и воды в пути почти не давали, а ехали они больше месяца. Ехали в неизвестность. Весь путь переселенцы проводили на полу. На нем спали и ели, на пол укладывали больных. Готовили еду только при остановке поезда. Беременные женщины, не дожидаясь станций, рожали в пути. И нередко благополучный исход родов зависел не от врача, а от соседей по вагону.
Так в пути родился родственник Марии Леонтьевны Вячеслав Сертариди.
Переполненность вагонов, жара, недостаток пищи и воды быстро превращали пассажиров в больных, а вагоны — в больничные палаты на колесах. И, что самое страшное, смертность в пути была обычным явлением.
И никто депортированным тогда ничего не объяснял. Потом только они узнали, что поводом к репрессиям стало решение Политбюро ЦК ВКП (б) от 7 мая 1949 года, которое постановило депортировать «политически неблагонадежные элементы», так охарактеризовали греков, с Черноморского побережья РСФСР и Украины, а также с территорий Грузии и Азербайджана, в Южно-Казахстанскую и Джамбульскую области.
-Вообще у греков непростая судьба. В середине 15 века Византийскую империю захватили и жестоко разграбили турецкие войска. Храмы Акрополя переделывались в мечети. И только в середине 19 века удалось отстоять часть своей земли. Бабушка рассказывала про гонения, как семьями вырезали греков. Пароходом через Черное море многие наши переправились на Кубань, в Краснодарский край. А потом репрессии, депортация в Казахстан, -рассказывает внучка Марии Павлиди Людмила.
Многих переселенцев отправляли в Сибирь, Северный Казахстан. Вагоны эшелонов, которые держали путь в Казахстан, отцепляли по пути следования на различных станциях. Кто-то остался в Южно-Казахстанской области, кто-то доехал в Жамбылскую область.
Часть семьи Павлиди оказалась в Шарбакты, где местные жители приняли их в свои семьи, делили с ними кров и еду. -Греки появились на казахской земле в тяжелое голодное послевоенное время. Здесь, в Кордайском районе, наших предков приняли как родных. Делились последним куском хлеба, дали крышу над головой. Сами не доедали, а приезжих не оставляли в беде,-продолжает Людмила Ивановна.
Прожив несколько лет в Шарбакты, Мария Леонтьевна с дочерью Надеждой переехали в с.Красногорка, где жили до 1963 года. В Красногорке в 1955 году уже родилась внучка Людмила.
В то время приезжие имели статус спецпереселенцев и находились на учете в комендатуре, каждый месяц отмечались в органах НКВД и не имели права покидать территорию места проживания. И лишь после смерти Сталина, в июле 1953 года, на имя Председателя Совета Министров СССР Г. Маленкова пришло предложение от МВД СССР с просьбой снять с учета 1 643 741 человека из 2 819 776 всех спецпереселенцев страны. Предложение было принято в 1954 году, но первые указы о снятии статуса спецпереселенцев начали выходить только в 1956 году. Так 27 марта 1956 года греки утратили статус спецпереселенцев. Тогда им поменяли паспорта на гражданство СССР, лишь немногие греки остались греческими подданными. А реабилитировали их в 1992 году. И тогда стали уезжать на историческую родину.
-Жизнь бабушки была несладкой. До вынужденного переселения семью ее мужа Григория, а это отец и 6 братьев, расстреляли в 1937 году как неблагонадежный элемент. В одну ночь всех мужчин Павлиди забрали солдаты НКВД. Они не были предателями, кто-то был сторож, другой строитель, рабочие. Бабушка не знала о том, что мужа расстреляли и всю жизнь ждала деда. Горестно, что мы даже не знаем, где могила предков. К сожалению, в архивных справках нет никаких данных.
Во время Великой Отечественной войны она работала на птичнике в станице, одна поднимала дочку. Видели и фашистов, и пережили голод, разруху. Когда была депортация, многие семьи разъединили, многие потерялись в дороге. Бабушкин отец Леонтий Зорбиди искал своих других внучек в Южно-Казахстанской, Акмолинской областях для воссоединения семьи. Нашел в Южно-Казахстанской области и привез в Красногорку, ныне Улкен Сулутор. По рассказам бабушки, других репрессированных тогда многие семьи греков оказались в Красноярском крае. Им там было намного тяжелее, чем семьям, попавшим в Казахстан. Там был голод. Питались в основном лесными ягодами, было холодно и люди не были такими доброжелательными,-делится семейными воспоминаниями Людмила Павлиди.
— Казахстанские переселенцы очень дорожат историей своих наций. Многие гречанки вышли замуж за казахов. Мамина двоюродная сестра Христя Прасода всю свою жизнь прожила в селе Сулутор. Образовав семью, она воспитывает своих детей в казахских традициях.
Растут наши дети, внуки. И в нашей семье соблюдаются обычаи и традиции греческого, казахского, русского народов. От обращения к старшим до семейного меню в праздничные дни и будни. И семья от этого только крепче.
Ляйлим Досембекова