Неважно, кем ты был еще вчера:
Учитель, пахарь, врач или писатель —
Одним корявым росчерком пера
Тебя клеймят: ты враг и ты предатель!
Виновен – не виновен: расстрелять!
Судьба греков похожа на сотни тысяч судеб корейцев, немцев, балкар, карачаевцев, азербайджанцев, турков, армян, жизни которых закрутили жернова сталинских репрессий.
В период с 1944 по 1950 годы в Казахстан, по некоторым данным, переселили около 60 тысяч греков. Многие навсегда связали свою жизнь с нашей страной и остались здесь жить.
…Август 1949 года для Павлиди (дев.Зорбиди) Марии Леонтьевны и ее 14-летней дочери Надежды стал поистине страшным – их вместе с тысячами других греков депортировали со станицы Абинской в Краснодарском крае. Ранним утром в дверь постучали вооруженные сотрудники НКВД и дали на сборы ровно 15 минут. Мария Леонтьевна что могла, то собрала в дорогу: еду какую-то, легкие вещи и все. Им до самого конца не говорили, куда их отправляют и ничего не объясняли. Когда выселяли людей из домов, следили, чтобы не был упущен ни один человек. Депортированных людей на всем пути следования усиленно охраняли солдаты.
Отправляли их в товарных вагонах. Еды и воды в пути почти не давали, а ехали они больше месяца. Ехали в неизвестность. Весь путь переселенцы проводили на полу. На нем спали и ели, на пол укладывали больных. Готовили еду только при остановке поезда. Беременные женщины, не дожидаясь станций, рожали в пути. И нередко благополучный исход родов зависел не от врача, а от соседей по вагону.
Так в пути родился родственник Марии Леонтьевны Вячеслав Сертариди.
Переполненность вагонов, жара, недостаток пищи и воды быстро превращали пассажиров в больных, а вагоны — в больничные палаты на колесах. И, что самое страшное, смертность в пути была обычным явлением.
И никто депортированным тогда ничего не объяснял. Потом только они узнали, что поводом к репрессиям стало решение Политбюро ЦК ВКП (б) от 7 мая 1949 года, которое постановило депортировать «политически неблагонадежные элементы», так охарактеризовали греков, с Черноморского побережья РСФСР и Украины, а также с территорий Грузии и Азербайджана, в Южно-Казахстанскую и Джамбульскую области.
-Вообще у греков непростая судьба. В середине 15 века Византийскую империю захватили и жестоко разграбили турецкие войска. Храмы Акрополя переделывались в мечети. И только в середине 19 века удалось отстоять часть своей земли. Бабушка рассказывала про гонения, как семьями вырезали греков. Пароходом через Черное море многие наши переправились на Кубань, в Краснодарский край. А потом репрессии, депортация в Казахстан, -рассказывает внучка Марии Павлиди Людмила.
Многих переселенцев отправляли в Сибирь, Северный Казахстан. Вагоны эшелонов, которые держали путь в Казахстан, отцепляли по пути следования на различных станциях. Кто-то остался в Южно-Казахстанской области, кто-то доехал в Жамбылскую область.
Часть семьи Павлиди оказалась в Шарбакты, где местные жители приняли их в свои семьи, делили с ними кров и еду. -Греки появились на казахской земле в тяжелое голодное послевоенное время. Здесь, в Кордайском районе, наших предков приняли как родных. Делились последним куском хлеба, дали крышу над головой. Сами не доедали, а приезжих не оставляли в беде,-продолжает Людмила Ивановна.
Прожив несколько лет в Шарбакты, Мария Леонтьевна с дочерью Надеждой переехали в с.Красногорка, где жили до 1963 года. В Красногорке в 1955 году уже родилась внучка Людмила.
В то время приезжие имели статус спецпереселенцев и находились на учете в комендатуре, каждый месяц отмечались в органах НКВД и не имели права покидать территорию места проживания. И лишь после смерти Сталина, в июле 1953 года, на имя Председателя Совета Министров СССР Г. Маленкова пришло предложение от МВД СССР с просьбой снять с учета 1 643 741 человека из 2 819 776 всех спецпереселенцев страны. Предложение было принято в 1954 году, но первые указы о снятии статуса спецпереселенцев начали выходить только в 1956 году. Так 27 марта 1956 года греки утратили статус спецпереселенцев. Тогда им поменяли паспорта на гражданство СССР, лишь немногие греки остались греческими подданными. А реабилитировали их в 1992 году. И тогда стали уезжать на историческую родину.
-Жизнь бабушки была несладкой. До вынужденного переселения семью ее мужа Григория, а это отец и 6 братьев, расстреляли в 1937 году как неблагонадежный элемент. В одну ночь всех мужчин Павлиди забрали солдаты НКВД. Они не были предателями, кто-то был сторож, другой строитель, рабочие. Бабушка не знала о том, что мужа расстреляли и всю жизнь ждала деда. Горестно, что мы даже не знаем, где могила предков. К сожалению, в архивных справках нет никаких данных.
Во время Великой Отечественной войны она работала на птичнике в станице, одна поднимала дочку. Видели и фашистов, и пережили голод, разруху. Когда была депортация, многие семьи разъединили, многие потерялись в дороге. Бабушкин отец Леонтий Зорбиди искал своих других внучек в Южно-Казахстанской, Акмолинской областях для воссоединения семьи. Нашел в Южно-Казахстанской области и привез в Красногорку, ныне Улкен Сулутор. По рассказам бабушки, других репрессированных тогда многие семьи греков оказались в Красноярском крае. Им там было намного тяжелее, чем семьям, попавшим в Казахстан. Там был голод. Питались в основном лесными ягодами, было холодно и люди не были такими доброжелательными,-делится семейными воспоминаниями Людмила Павлиди.
-Мы благодарны Казахстану и казахстанскому народу за то, что в трудный момент они приняли и приютили греков. С добротой приняли в свои семьи и дали все, что надо было для жизни. Большое спасибо им за это. Казахстанские переселенцы очень дорожат историей своих наций. Многие гречанки вышли замуж за казахов. Мамина двоюродная сестра Христя Прасода всю свою жизнь прожила в с.Сулутор. Образовав семью, она воспитывает своих детей в казахских традициях.
1 марта – День благодарности. День, который поможет не забыть следующему поколению те события, когда казахи протянули руку помощи многим народам. Спасибо, казахстанский народ.
Ляйлим Досембекова