ОСНОВА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СВЯЗИ

0

После того, как был создан Кордайский район, для обеспечения жизнедеятельности населения возникла острая необходимость в дорожном сообщении для бесперебойной связи с различными предприятиями, учреждениями,
колхозами-совхозами.
Дороги начали строить до начала Великой Отечественной войны. Во время вой-ны строительство было приостановлено, и работы ограничились ремонтом. Со временем для того, чтобы развозить различную продукцию, добираться куда-либо, дороги стали нужны как воздух.
В 1953 году полностью было завершено строительство дороги Фрунзе-Алматы, которое было начато до Великой Отечественной войны. В 1957-1967 годы была построена государственная дорога между населенными пунктами Михайловка, Караконыз, Сортобе, Трудовик, Кызылсай. Тогда же в западной части района была построена дорога, связывающая совхоз Кордай и села Лубзавод и Славное. От государственной дороги были построены и сданы в эксплуатацию дороги в колхоз им.Кирова, в Красногорский совхоз-техникум, от Успеновки на левую ветвь Георгиевского канала, от станции Отар до Анырахая, общей протяженностью 120 км.
На Георгиевском канале и реке Караконыз были построены 2 больших моста, а также всего 14 мостов по району протяженностью 184 метров. В ложбинах, где собиралась горная вода, были проложены железобетонные трубы в количестве 140 штук, которые составили 1600 погонных метров.
В 1966-1967 годы дороги были покрыты битумом, была отремонтирована дорога от села Масанчи до колхоза «Трудовик». Также была построена дорога до Райсая – центра анырахайских пастбищ.
В марте 1965 года на базе бывшего районного дорожного отделения был создан дорожно – эксплуатационный участок — ДЭУ – 359, который в феврале 1966 года был преобразован в ДЭСУ-359 — дорожно-строительный эксплуатационный участок. В преддверии 50-летия советского правительства коллектив ДЭСУ-359 принял на себя большие обязательства. Так, вместо запланированных 10 км, было построено 15 км дорог, 11 километров дорог были покрыты битумом.
Вдоль дорог были посажены 35 тысяч декоративных, 5 тысяч фруктовых деревьев. Преданные своему делу ветераны производства Н.И.Бирюков и Г.З.Сушев стали обладателями звания «Лучший дорожник». В Кордайском районе, который находится на пересечении множества дорог, возросла значимость дорог. Единственного в районе ДЭСУ-359 было недостаточно, и поэтому был создан ДЭУ №58. Руководил им Молдарахым Алимбаев, который возглавлял в то время районное дорожное отделение. Учреждение было размещено в небольшом домике вдоль строящейся дороги Фурмановка-Бирлик. На данном дорожном участке работали около 50 человек. Техники для строительства дорог и автомобилей почти не было. В наличии были одна грузовая машина «ГАЗ-53», легковая машина «Газ-67», один прицепной грейдер, и гусеничный трактор «ДТ-54».
В задачи ДЭУ-58 входил уход за автодорогой «Георгиевка-Шу», протяженностью 105 км, улучшенной дорогой «Георгиевка-Успеновка», протяженностью 25 км, участок дороги «Георгиевка-Масанчи» до Черной речки, протяженностью 55 км, третье направление — улучшенная дорога, связывавшая станцию Отар и село Красногорка, протяженностью 39 км.
Здание, в котором располагалось учреждение, было тесным. Поэтому, для эффективной работы коллектива возникла потребность в строительстве двора, в котором можно было разместить контору и технику. Для этого была выбрана развилка дорог в направлении «Георгиевка – Шу – Алматы», где находился фруктовый сад колхоза «Путь Ленина», и построена контора «ДЭУ-58». В частности, в 1960 году была построена контора, мастерская, навес для дорожной техники, 5 двухквартирных домов, на 2 гектарах земли был разбит фруктовый сад, в 1962 году там же был заложен сад, площадью 7 гектаров, во дворе были разбиты клумбы.
Реконструкция автодороги «Георгиевка – Шу» была завершена 5 ноября 1964 года. В этом же году дорога Отар-Красногорка была покрыта битумом.
30 апреля 1962 года руководством «Госшосдор» Казахской ССР за досрочное и качественное выполнение поручений с высокой организованностью коллективу «ДЭУ-58» было присвоено звание «Лучшее предприятие коммунистического труда», ряд сотрудников и рабочих были награжден Почетными грамотами и нагрудными знаками.
Из коллектива «ДЭУ-58», который поначалу нуждался в специалистах, вышло множество деятельных специалистов. Простые рабочие стали дорожными мастерами, главный инженер Мырзакул Уйсимбаев стал руководителем, главный инженер Г.Д.Смелков – главным инженером дорожно-строительного треста г.Усть-Каменогорск, бывший техник Любовь Сергеевна Кулакова –главным инженером областного «Госшосдор» г.Астрахань России, главный бухгалтер П.А.Щерменов – главным бухгалтером Жамбылского областного «Госшосдор», механик И.И.Сомов – главным механиком. Возглавлявший предприятие до выхода на заслуженный отдых на протяжении долгих лет Молдарахым Алимбаев был удостоен Почетного звания «Заслуженный дорожник Казахской ССР». Вместе со отраслью строительства дорог в района развивалась автотранспортная отрасль. В 1947 году в районе в хоздворе колхоза «Путь Ленина» была создана автобаза, где была размещена автоколонна «Союззаготтранс» с 18 автомашинами. Спустя некоторое время эти машины начали выходить из строя, ряд из них был продан хозяйствам, вместо них из Шуского района прибыли 22 автомашин. Деятельность Кордайской автобазы началась с 22 автомашин. В 1949 году стали приходить автобусы и легковые автомобили.
С каждым годом автопарк пополнялся автомобилями. Прежние мастерские стали тесноватыми, и в 1956 году на территории автобазы началось капитальное строительство, в эксплуатацию были сданы боксы, позволяющие одновременно ремонтировать по 5-7 автомашин.
В последующие годы строительство было продолжено, в 1961 году территория базы была полностью заасфальтирована и строительные работы завершены.
В годы создания на автобазе было всего около 20 автомобилей, в конце 1969 года населению района оказывали услуги 455 автомашин, в том числе 57 автобусов, 24 легковых автомашин.
В 1948-1949 годы каждый автомобиль в среднем перевозил 1000-1200 тонн груза, в 1969 году данный показатель возрос до 2500-3000 тонн.
Коллектив автобазы работал в соответствии со званием победителя коммунистического труда, 165 членам коллектива были присвоены звания «Отличник коммунистического труда», три бригады стали обладателями высокого звания за отличную работу. Многие водители были награждены орденами и медалями Советского Союза, один из них водитель А.Н.Смелов был удостоен ордена «Ленина».
1 июля 1967 года из Кордайской автобазы №10 была выделена автоколонна для перевозки пассажиров и был создан Кордайский автобусно-таксомоторный парк. В его составе было 59 автобусов, 26 легковых и 16 грузовых автомобилей. В течение двух лет, т.е. в октябре 1969 года количество автобусов достигло 75, легковых -28, грузовых -18, в коллективе работали 336 человек. В 1969 году коллектив автопарка осуществлял перевозку 6534940 пассажиров.

Leave A Reply

Your email address will not be published.