ПРИЗВАНИЕ — ПЕДАГОГ

0

Педагогическая династия – это что-то удивительное! Это особый образ жизни. Профессия педагога нелегка, но дети и внуки учителей идут по этому пути, несмотря на трудности и препятствия. Работа с детьми, с их тонкими душами, сложными, только формирующимися характерами, никогда не считалась легкой и была по плечу не каждому: в школу идет работать только человек, имеющий призвание и особый дар учить и любить детей.

В истории Кордайского района есть люди, которые стали символом преданности профессии, мудрости и неугасающей любви к детям. Это Семен Васильевич Иванников и Ольга Александровна Волкова, основатели целой династии учителей, посвятивших свою жизнь образованию и воспитанию подрастающего поколения.

Семен Васильевич, родившийся в 1909 году, был человеком, для которого наука и обучение стали не просто профессией, а призванием. Его талант в области физики и математики позволял ему не только глубоко разбираться в предмете, но и умело доносить сложные понятия до учеников. Переселившись в Казахстан в конце 20-х годов, в то время еще в село Георгиевка, он с первых дней окунулся в педагогическую деятельность. Его уважали за профессионализм, справедливость и требовательность. Вскоре его талант руководителя был замечен, и Семен Васильевич занял кресло директора школы имени Ленина. Это было время, когда школа становилась настоящим центром жизни, объединяющим детей и взрослых.

После того, как Семен Васильевич оставил директорский пост, его энергия и опыт не пропали даром. Он продолжил служить на благо образования, трудясь в райкоме партии, а после выхода на заслуженный отдых, вновь вернулся в школьные стены, преподавая в вечерней школе. Этот финальный штрих в его педагогической карьере подчеркивал его неугасающую страсть к знаниям и желанию делиться ими, несмотря на возраст.

Ольга Александровна, чья жизнь началась в 1905 году, была женщиной удивительной широты знаний и педагогического таланта. Имея два высших педагогических образования, она с одинаковой легкостью мастерски преподавала как точные науки – физику и математику, так и гуманитарные – историю. Ее уроки были не просто лекциями, а захватывающими путешествиями в мир знаний.

Ее путь в Георгиевке также был полон служения школе. Она трудилась учителем, а затем, как и Семен Васильевич, возглавила школу имени Ленина, оставив яркий след в ее истории. Позднее ее талант организатора и педагога был востребован в школе имени Ломоносова, которой она также успешно руководила.

Происходя из многодетной семьи, Ольга Александровна, несомненно, понимала важность образования и развития с ранних лет. Ее сестра, заведующая детским садом, продолжала семейную педагогическую традицию на самом раннем этапе жизни детей.

Особо трогательной страницей в биографии Ольги Александровны стали военные годы. В это тяжелое время она вместе со своими учениками, пешком преодолевая расстояние от Георгиевки до села Степное, участвовала в сборе табака для отправки на фронт. Этот акт самоотверженности, когда учителя и дети объединились ради общей цели, говорит о ее высоком патриотизме и способности вдохновлять на подвиги. А вязание носков для солдат – это пример того, как даже в условиях тотального дефицита, педагоги находили способы поддержать тех, кто сражался за Родину.

Единственный сын Семена Васильевича и Ольги Александровны, Анатолий Семенович, родился в 1936 году. Его судьба тесно связана с образованием, и его супруга, Валентина Сергеевна, стала ярким примером этого. Будучи ученицей самой Ольги Александровны, она впоследствии посвятила себя преподаванию русского языка и литературы.

Любимая внучка Ольги Александровны, Инна Анатольевна, которую бабушка воспитывала после выхода на заслуженный отдых, с детства впитывала атмосферу интеллигентности, образованности и женственности. Неудивительно, что она также выбрала путь учителя русского языка и литературы. Сегодня Инна Анатольевна Иванникова продолжает семейную династию, преподавая в средней школе имени Ахмета Байтурсынова.

«Бабушка была большой модницей, всегда красилась и красиво одевалась. Была очень статной и властной женщиной, хоть и ростом очень маленькой. Семья у нас была образцовая — никто никогда в семье не кричал друг на друга, не обзывал, не говорил плохих слов, все были культурными и интеллигентными, никогда никого не обсуждали. Бабушка для нас с мамой была примером женственности, интеллигентности и образованности. И мы всегда думали, что по-другому и быть не может», – с теплотой вспоминает Инна Анатольевна, черпая вдохновение в примерной семье, которая стала для нее образцом.

Семен Васильевич и Ольга Александровна были не только педагогами, но и активными членами общества. Ольга Александровна, будучи заведующей районного отдела образования, не ограничивалась административной работой. Ее сострадание и желание помочь проявились в поездках в Караконузский детский дом, где она оказывала поддержку детям-сиротам. Она также поддерживала дружеские связи с выдающимися деятелями района, такими как Жамиля Конакбаевна Шурина и Роза Шакировна Насреддинова, что говорит о ее широком круге общения и влиянии.

Вот что об О.Волковой говорила Роза Шакировна, занимавшая должность начальника отдела организации женского труда и секретаря Кордайского райкома партии: «Меня иногда спрашивают, кого бы я могла выделить среди женщин, проявлявших себя в военные и послевоенные годы с самой лучшей стороны. Я долго буду перечислять фамилии тех, кто достоин высокой похвалы, самого глубокого уважения. Их десятки, сотни… А начала бы я, пожалуй, с Ольги Александровны Волковой. Не потому, что на ее груди сияла высшая награда – орден Ленина. Просто я редко встречала в своей жизни человека, отдававшего всего себя избранному делу, а конкретно – детям, молодежи. Ветеран народного образования, она преподавала историю. Высоко неся звание Учителя (с большой буквы), Ольга Александровна давала детям уроки патриотизма, объясняла «с чего начинается Родина». Она руководила школой имени Ленина, лучшей в районе, заведовала районным отделом образования, занимавшим ведущие места в области. Организаторский талант Ольги Александровны во всей широте проявился в суровые годы войны, когда ее избрали председателем женактива района. На самом деле она была моей правой рукой в многотрудной и многообразной работе среди женщин района. Я доверяла Ольге Александровне самые сложные дела и не было случая, чтобы она не справилась с заданием».

Многие ученики Семена Иванникова и Ольги Волковой стали выдающимися людьми, каждый в своей области. Это лучшее подтверждение того, что их труд не прошел даром. Они не просто давали знания, они зажигали искру в сердцах, формировали характеры и вдохновляли на жизнь, полную смысла и достижений.

История семьи Иванниковых и Волковых – это не просто хроника жизни нескольких поколений, а яркое свидетельство преданности учительскому призванию, стойкости перед трудностями и бесконечной любви к просвещению. Они заложили основу для целой династии педагогов, чьи труды оставили неизгладимый след в жизни многих учеников. Супруги Семен Иванников и Ольга Волкова являются ярким примером того, как преданность своему делу, стойкость и любовь к людям могут создать прочный фундамент для будущих поколений, оставив после себя не только фамилию, но и бесценное наследие в виде просвещенного общества.

Leave A Reply

Your email address will not be published.