Из всех видов травматизма наибольшую опасность для здоровья и жизни людей представляет дорожно-транспортный травматизм (ДТТ).
На улицах, дорогах они стали основной причиной ранений, инвалидности и гибели огромного количества людей. Из-за личной беспечности и неосторожности, по чьей-то преступной халатности и безответственности получают травмы, становятся инвалидами, лишаются жизни взрослые и дети.
По данным ВОЗ, ежегодно в мире в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) погибает около 1,3 млн. человек, каждый пятый из них ребенок; от 20 до 50 млн человек получают травмы и увечья.
Сложившаяся ситуация с детским ДТТ свидетельствует о незнании детьми «Правил дорожного движения» и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке. Необходимо учить детей соблюдать Правила движения с раннего возраста, учить их наблюдать и ориентироваться.
Основной способ формирования навыков поведения — наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям. Находясь с ребенком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и обеспечить безопасность. Доведите до автоматизма привычку осматривать улицу в обоих направлениях прежде чем сделать первый шаг с тротуара на проезжую часть. Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. Обратите внимание ребенка на то, что стоящий на остановке автобус мешает увидеть движущийся за ним автомобиль. Надо подождать пока автобус отъедет. И у светофора можно встретить опасность! Если погас зеленый сигнал светофора для пешеходов — нужно остановиться. Ребенок должен дождаться нужного света и убедиться в том, что все машины остановились. Вырабатывайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу, даже если на ней нет машин, приостановиться, оглядеться и только тогда переходить улицу.
Прочные навыки поведения детей формируются только повседневной систематической тренировкой. Во время каждой прогулки с детьми, поездки с ними по делам, за город и т. п. учите их наблюдать за улицей и транспортом, анализировать встречающиеся дорожные ситуации, видеть в них опасные элементы.
М.ВАРШАКИДЗЕ, ст.врач ВА Кайнар