Сегодня среди мусульман нашей страны приходиться слышать разного рода высказывания касательно родного языка. Кто-то говорит, что это не только инструмент для общения между разными людьми. Значение родного языка в жизни человека куда более глубокое и важное. Он является носителем культуры, менталитета, традиций и истории каждого народа. Другие же говорят, что это всего лишь инструмент, с помощью которого люди могут общаться, выражать свои чувства и мысли. И не зачем знать свой родной язык, когда ты живешь среди тех, чей язык тебе понятен.
Этничность является даром Создателя миров. Всевышний Аллах говорит в Коране: «О люди! Мы, поистине, сотворили вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга. Но самый достойный (человек) из вас перед Аллахом – более богобоязненный. Поистине, Аллах – Всезнающий»(сура «Аль-Худжурат», аят 13). Из этого аята вытекают следующие понятия:
Сотворение человечества из одних родителей.
Понятия «народ» и «племя».
Смысл выражения «чтобы вы познавали друг друга».
Самый достойный среди людей.
Имена Всевышнего Аллаха – «Аль-Алим» («Всезнающий»)и «Аль-Хабир» («Знающий тайное»).
Все мы знаем, что всё человечество имеет общих предков – Адама и Хауа, об этом и говорится в первой части аята «сотворили вас из мужчины и женщины». Аят сообщает о равенстве всех людей и запрещает высокомерный национализм, который был свойственен арабам эпохи джахилии (невежества). Зная, что мы имеем одних предков, и при этом проявлять высокомерный национализм – признак глупости и невежества. Затем Всевышний Аллах говорит, что сделал нас народами и племенами. Сделал нас населяющими разные части планеты, говорящих на разных языках и имеющих разные культуры. Ведь это и есть отличительные черты всех народов и племен. Для чего сделал? «Чтобы вы познавали друг друга»,– говорит Создатель миров. А затем Всевышний говорит, что превосходство одного человека перед другим – не в его национальности или происхождении, а в богобоязненности. Смысл аята заключается в том, чтобы огородить людей от такого скверного убеждения, как «национализм». То есть Всевышний Аллах сделал нас народами и племенами не для того, чтобы кичиться своим благородным происхождением, проявляя высокомерный национализм, а для того, чтобы мы познавали благородные качества друг друга.
А теперь, чтобы было еще яснее, остановимся на понятии «этноса», «народа» или «нации». Что это такое и с чем его едят?
В академической науке есть разные подходы к понятию нации, которые делятся на две большие группы – примордиализм и конструктивизм. Есть и смежные подходы, включая институционализм и этносимволизм– но мы остановимся на двух.
Большинство авторов разделяет примордиалистские теории на два направления: социобиологическое и эволюционно-историческое.
Представители социобиологического направления примордиализма признают этничность как изначально данную, органичную, неизменную и свойственную для биологического вида homosapiens характеристику человеческих сообществ. Осознание своей этнической принадлежности, по мнению многих авторов-представителей этого направления, изначально заложено в генетическом коде человека, с момента его рождения, соединяя людей в эти особые биологические (кровнородственные) сообщества. И именно эта биологическая сторона человеческой природы и обуславливает многие связанные с ней явления общественной жизни.
Представители эволюционно-исторического направления примордиализма рассматривают этносы и этничность не как природные, а как социальные сообщества и категории, сложившиеся в результате общественно-исторического развития. Здесь осознание своей этнической принадлежности объясняется не социобиологическими факторами, а воздействием конкретных социально-исторических условий, позволяющих выделить содержание и существенные черты культуры этих сообществ и отдельных индивидов, приобретённые в результате процессов социализации и инкультурации.
А теперь вернемся к словам Всевышнего Аллаха: «Мы сделали вас народами и племенами». Чувствуете запах примордиализма? «Мы сделали вас», это значит, что сам Всевышний дал какое-то отличительное свойство каждому народу. А что отличает один народ от другого? Это, естественно, язык, культура и место обитания. То есть родиться и быть в той или иной народности или нации или принадлежать тому или иному этносу является предопределением Всевышнего. Таким же предопределением, как и пол человека. Значит любой этнос, раса имеет свой генетический код, который заложен Создателем миров. Этот код содержит в себе только божественные качества, которые были дарованы каждому этносу, но в различных его проявлениях. Кому-то генетически дано быть терпеливым, кому-то быть воинственным, а кому-то гостеприимным. Но каким свойством будет одарен тот или иной этнос, знает лишь Всевышний Аллах. Поэтому в продолжении аята Он говорит:«Поистине, Аллах – Всезнающий». Здесь проявляются Его великие имена – «Аль-Алим» («Всезнающий») и «Аль-Хабир» («Знающий тайное»). Он тот, кто знает тайное и явное. Но несмотря на это Всевышний дает нам возможность постичь некую часть этой тайны. Каким образом? Он дал нам средство постижения этих скрытых знаний – язык. Язык – это код нации. Человек не в состоянии постичь те божественные качества, заложенные в тот или иной этнос, не изучив его язык, с которым связаны культура и генетическая идентичность этой нации. Человек, не знающий своего родного языка, не познает сладости, присущие своей национальной идентичности, а это в свою очередь отдаляет его от той тайны, которую уготовил для него его Создатель.
Помните, мы говорили о том, что примордиалистские теории имеют два направления: социобиологическое и эволюционно-историческое. Все это время мы говорили лишь о социобиологическом направлении, а что значит эволюционно-историческое с точки зрения ислама. Посмотрим на рисунок.
Как мы видите, вся сущность национальной идентичности имеет две составляющие: то, что дано Всевышним, и то, что приобретается посредством воздействия каких-либо социально-исторических условий (быта, места обитания и т.п.). Но воздействия могут быть как благоприятными, так и отрицательными. Эту часть национальной идентичности божественной уже не назовешь. Наша же задача заключается в том, чтобы сохранить свою идентичность в части божественного и постараться перенять те божественные качества, которые заложены в других. Смысл того, что Всевышний сделал нас разными народами как раз заключается в Его словах «чтобы вы познавали друг друга».
Какую роль играет здесь язык? Самую что ни на есть главную. Если нет языка, то нет и априорных качеств национальной идентичности. А это страшно тем, что теряя ту или иную народность посредством гибели языка, мы теряем и одно из благородных и божественных качеств, вложенное в ту самую народность. А это большое вероломство. Ведь нам доверили этот «аманат» (дар, наследие). В шариате такой поступок называется «хияна» (равнозначно казахскому «аманатқа қиянат»). От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Любимец Аллаха сказал: «Нет веры у того, кто не соблюдает доверенное (аманат), и нет религии у того, кто не верен данному обещанию» (Имам Ахмад).
Поэтому, уважаемые братья и сестры, любите и изучайте свой родной язык, свою культуру, а если вы его не знаете, то приложите все усилия, чтобы наши дети, внуки не упустили из рук такой аманат.
Но следует отметить, что любовь человека к своему народу и своей родине не должна выходить за разумные рамки, превращаясь в высокомерное чувство, которое заставит его презрительно относиться к остальным народам, – приписывая своему народу только достоинства, а остальным – только недостатки («мы храбрые и сильные, а они слабые и трусливые», «мы добрые и великодушные, а они хитрые и жадные»), тогда такая любовь превратится в порицаемый национализм. Всегда помните, что в каждом народе есть что-то от Всевышнего Аллаха.
Ансаган АБДРАХМАН,
Исламовед