В целях укрепления кадрового потенциала сельских территорий необходимыми специалистами, закрепления дипломированных кадров в сельской местности, с 1 июля 2009 года по поручению Президента РК была запущена государственная программа «С дипломом в село». Данная программа направлена на предоставление мер социальной поддержки в виде подъемного пособия и бюджетного кредита для приобретения жилья специалистам социальной сферы, агропромышленного комплекса и государственных служащим аппаратов акимов сельских округов.
В данной программе могут принять участие прибывшие для работы и проживания в сельскую местность специалисты здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, спорта, агропромышленного комплекса, государственные служащие аппаратов акимов сельских округов (за исключением акимов и заместителей акимов).
Основным требованием для получателя является принятие на себя обязательства отработать не менее трех лет по соответствующей специальности в организации, расположенной в данном сельском населенном пункте.
С 1 апреля 2023 года в соответствии с приказом Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 28 марта 2023 года № 93 уполномоченным представителем (агентом) определен АО «Отбасы Банк», т.е. предоставление кредитов молодым специалистам на приобретение жилья осуществляться через АО «Отбасы Банк».
Данная государственная услуга оказывается согласно Правил Утвержденым приказом МинистранациональнойэкономикиРеспубликиКазахстанот 6 ноября 2014 года за № 72.
Предусматривается выплата подъемного пособия в размере 100 МРП (345000 тенге), а также возможность оформления мер социальной поддержки на приобретение, жилья (по месту работы) в сумме не превышающей 1500 МРП или 5175 000 тенге сроком до пятнадцати лет по ставке вознаграждения в размере 0,01% годовых).
Допускается подача заявления на подъемное пособие и бюджетный кредит одновременно.
В случае, если трудовые отношения прерываются ранее чем по истечении трех лет подьемные пособия и полученный кредит возвращаются в бюджет в полном объеме.
Государственная услуга оказывается бесплатно. Посредством объектов информатизации поверенного (агента) – Портал недвижимости Баспана Маркет otbasybank.kz/programm-bank (далее – Портал). Срок оказания услуги шесть рабочих дней.
Результатом оказания услуги является заявление опредоставлении государственной услуги к услугодателю КГУ «Отдел экономики и бюджетного планирования акимата Кордайского района Жамбылской области» для заключения Соглашения о предоставлении мер социальной поддержки, либо уведомление о постановке на учет и очередность (в случае наличия очереди), либо мотивированный отказ в предоставлении услуги.Форма предоставления результата оказания государственной услуги: электронная.
При получении подъемного пособия услугополучателем необходимо предоставить:
- заявление по форме согласно приложению 2 к Правилам предоставления мер социальной поддержки специалистам в области здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, спорта и агропромышленного комплекса, государственным служащим аппаратов акимов сел, поселков, сельских округов, прибывшим для работы и проживания в сельские населенные пункты;
- документ, удостоверяющий личность либо электронный документ из сервиса цифровых документов (для идентификации);
- диплом об образовании, либо электронный документ из сервиса цифровых документов (для идентификации);
- копия документа, подтверждающего трудовую деятельность услугополучателя.
При получении бюджетного кредита на приобретение жилья:
- заявление по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам;
- документ, удостоверяющий личность либо электронный документ из сервиса цифровых документов (для идентификации);
- диплом об образовании либо электронный документ из сервиса цифровых документов (для идентификации);
- копия документа, подтверждающего трудовую деятельность услугополучателя;
- свидетельство о заключении брака (супружества) либо электронный документ из сервиса цифровых документов для услугополучателей, состоящих в браке (для идентификации);
- отчет из Кредитного бюро.
Следует отметить, в Правила были внесены изменения и в настоящее время основанием для отказа при наличии другого кредита может быть только непогашенная простроченная задолженность, на момент рассмотрения документов, либо просрочка более девяносто календарных дней за последние два года.
Также меры социальной поддержки в виде бюджетного кредита не могут предоставляться на приобретение жилья у близких родственников (супругов, дедушки (бабушки), родителей/усыновителей, детей, в т.ч. усыновленных, полнородных и неполнородных братьев и сестер, а также на приобретение жилого помещения в котором гражданин постоянно проживает.
Кроме того, отказ в оказании государственной услуги осуществляется в случаях:
1) установления недостоверности документов, представленных услугополучателем для получения государственной услуги, и (или) данных (сведений), содержащихся в них;
2) если в отношении услугополучателя имеется вступившее в законную силу решение (приговор) суда о запрещении деятельности или отдельных видов деятельности, требующих получения определенной государственной услуги;
3) если в отношении услугополучателя имеется вступившее в законную силу решение суда, на основании которого услугополучатель лишен специального права, связанного с получением государственной услуги;
4) несоответствия услугополучателя требованиям пункта 8 статьи 18 Закона;
5) отсутствия согласия услугополучателя, предоставляемого в соответствии со статьей 8 Закона Республики Казахстан «О персональных данных и их защите», на доступ к персональным данным ограниченного доступа, которые требуются для оказания государственной услуги.
А также, основанием для отказа может быть отсутствие потребности в специалистах администраторами бюджетных программ.
Услугополучатель получает государственную услугу в электронной форме через Портал при условии наличия электронной цифровой подписи или удостоверенного одноразового пароля.
Светлана АБДУЖАЛИЕВА, руководитель отдела экономики и бюджетного планирования акимата Кордайского района