СДЕЛАНО В КОРДАЕ

0

Время кропотливого труда

Развитие производства всегда было в приоритете во всех государствах, думающих о своем будущем. История развития ведущих европейских государств показывает, что именно развитие индустрии, производства дало возможность им вырваться вперед. В Казахстане также государство объявило широкомасштабную поддержку индустриального развития. Как и во всей стране, в нашем районе имеется немало производств, вносящих немалый вклад в обеспечение экономического роста. Одно из таких: ТОО «Жихаз-2», занимающееся производством брусчатки, бордюров и пеноблоков. Недавно нам довелось побеседовать с руководителем предприятия

Маратом Отарбаевым.

— Расскажите, чем занимается ваше предприятие?

— Мы занимаемся производством брусчатки около 20 видов, тротуарной плитки около 15 видов, выпускаем сплиттерные блоки, в простонародье их еще называют пескоблоками, а также производим пеноблоки. Стараемся расширять наш ассортимент.

— Название вашего предприятия «Жихаз-2», в переводе «мебель», но  в то же время вы занимаетесь не мебелью, а строительными материалами, с чем связано такое на первый взгляд нелогичное наименование.

— Все довольно прозаично. В далеком 1998 году, когда мы с партнерами создавали предприятие на оставшейся с советских времен базе, планировали заниматься производством мебели. Запустили цех и, кстати, довольно успешно занимались этим бизнесом, изготавливая мебель из натуральной древесины. Но во время кризисного 2008 года продажи упали, производство сократилось. На рынке началось засилье импортной мебели из дешевых материалов. Наша натуральная древесина не выдерживала конкуренции. Мы стали искать выход. И вскоре я решил заняться тем, в чем был компетентен, на кого учился. Я по профессии инженер-строитель. Денег не хватало и на начальном этапе арендовали оборудование по производству брусчатки. Прибыль с владельцем оборудования мы делили пополам. Потом, когда немного раскрутились, стали закупать оборудование, запускать новые линии. Изучив спрос, запустили производство сплиттерных блоков, а потом и пеноблоков. Надо сказать, что тяжело было на первом этапе с пеноблоками. Люди побаивались нового материала. Приходится объяснять все плюсы. Но вроде бы сейчас получше. Название компании оставили, люди уже знают наш бренд. Кстати, первоначальный столярный цех все еще работает, только, он уже выпускает продукцию для собственных нужд.

— Сколько человек работает на вашем предприятии?

— В сезон до 35 человек, в зимний период 10-15 человек. Наша работа сезонная, эффективно вести производство получается только в теплое время года. Сейчас мы работаем над тем, чтобы не останавливать производство и зимой. Для этого уже построено три цеха, которые отапливаются в зимний период, несмотря на то, что зимой это довольно финансово затратное занятие, но это нужно. Понимаете, звать на работу людей в теплое время и потом оставлять их без работы зимой не способствует формированию крепкого коллектива. Людям работа нужна постоянно, поэтому мы идем на это. Пусть будет дороже, но зато мы уменьшим текучесть кадров. У нас работники обеспечиваются горячим питанием, а иногородним мы предоставляем жилье в общежитии. Сложно найти квалифицированных сотрудников, к примеру, мне нужен автоэлектрик-универсал, технолог, который будет следить за качеством и составом произведенной продукции. Но их нет. И это проблема. Но также есть проблемы с текучестью рабочих кадров. Работа тяжелая. Раньше, когда  только начинали, то вообще всю работу делали вручную. Сейчас постепенно закупаем оборудование, механизируем производство. От этого повышается эффективность и облегчается труд работников. Плохо то, что у нас произошел разрыв поколений. Старые советские кадры уходят, а из-за того, что в 90-ые годы все шли учиться на юристов и экономистов, сейчас некем заменить нужных  специалистов. Самой главной моей задачей сегодня является сохранить костяк коллектива, это где-то 10-15 человек.

— Государство на сегодняшний день заявляет об активной поддержке предпринимателей. Вы воспользовались помощью государства?

— Один раз нам просубсидировали процентную ставку по кредиту. У нас был кредит где-то под 14-15% годовых. Половину процентной ставки, а именно 7% нам покрыло государство. Позже, возникли проблемы. И на данный момент не удается воспользоваться помощью, которую предлагает государство.

— Какие проблемы возникают у бизнеса на сегодняшний день?

— Есть проблема недобросовестной конкуренции. Одни предприятия, как, к примеру, наше проходит все экологические, противопожарные и санитарно-эпидемиологические проверки, получают сертификаты соответствия, выплачивает в бюджет положенные налоговые платежи и отчисления, а это немалые расходы. А другие полуподвальные, гаражные ничего не платят, не регистрируются, а так как они не несут этих расходов, то, соответственно, выигрывают по цене. Я считаю, что для всех должны быть равные условия.

— Какими жизненными принципами вы руководствуетесь?

— Наверное, можно описать это как «относись к другим так, как если бы ты хотел, чтобы другие относились к тебе». В жизни происходят всякие ситуации, главное при этом оставаться человеком. Я всегда старался платить по счетам.  А всем начинающим предпринимателям посоветовал бы планировать «дальний забег». Время легких, шальных денег прошло. Теперь время кропотливого труда и постепенного роста. В связи с эпидемией кафе, рестораны, тойхана и многое другое, что считалось раньше прибыльным, остановилось, а вот производство работает. Думаю, это наглядный пример.

 

Сергазы Манасбаев

Leave A Reply

Your email address will not be published.