СЛУЖБА РАННЕЙ ПОДДЕРЖКИ

0

Современный мир требует новых подходов в работе с детьми, особенно, если речь идет о ранней помощи и коррекционной педагогике. Традиционная модель, где каждый специалист (логопед, дефектолог, психолог) работает отдельно, постепенно уходит в прошлое. На смену ей приходит трансдисциплинарный подход — комплексный метод, в котором знания из разных областей интегрируются для достижения максимального результата.

Кто такой трансдисциплинарный специалист? Это профессионал, который владеет навыками сразу нескольких направлений и способен объединять знания для всестороннего сопровождения ребенка. Например, дефектолог с пониманием логопедических методик или специалист ранней помощи, владеющий техниками сенсорной интеграции. Такой специалист работает не в одиночку, а в тесном контакте с семьей ребенка и другими профессионалами.

С апреля 2024 года в 12 пилотных городах и регионах страны фонд «Дара» реализовал проект «Время возможностей». По всему Казахстану 16 служб ранней поддержки открыли свои двери для семей с детьми в возрасте до 3-х лет. 3 службы ранней поддержки открылись по Жамбылской области: 2 — в городе Тараз, 1 — в кабинете психолого-педагогической коррекции села Кордай.

Как педагог-дефектолог, я успешно прошла 6-месячные курсы и применяю полученные знания на практике.

В рамках обучения было проведено 4 скрининга и определена одна семья, в работе с которой можно было применить трансдициплинарный подход. Участвовавшие в проекте были готовы пройти все пробы, предоставить малометражные видео, говорить об успехах и трудностях, обсудить предлагаемые варианты решения проблемных ситуаций.

Семья проживает в селе Кордай. Среднестатистическая полная семья, которая живет с родителями. На момент прохождения скрининга их ребенку Айдосу было 12 месяцев. Они обратились с проблемой: ребенок еще не начал говорить, плаксивый, не отучается от подгузника.

Мною был проведен первичный прием, оценочные процедуры, оценка функционирования ребенка в ежедневных жизненных ситуациях, углубленная оценка по доменам: коммуникация и речь и др. Также, совместно с семьей, с учетом проведенных оценок и запроса родителей, была составлена индивидуальная программа развития и поддержки, поставлены функциональные и комплексные цели. Цели поделены на промежуточные шаги, чтобы их легче было реализовывать. Дальше началась обучающая сессия, где я консультировала семью, моделировала совместную активность ребенка и родителей. Были созданы многочисленные и разнобразные стратегии и возможности для обучения ребенка в ходе естественных жизненных ситуаций. Во время встреч были выяснены предпочтения ребенка, которые стали мотивационными факторами для дальнейшего его обучения функциональным навыкам. В беседе с семьей контролировалась эффективность программы.

В результате Айдос почувствовал уверенность в себе, начал выполнять сложные речевые и двигательные задания. Коллеги отметили, что основным преимуществом данного метода была форма домашнего визитирования, которая позволила добиться быстрого результата без лишнего стресса для ребенка и родителей.

Дарига АЙТХОЖИНА, педагог-дефектолог

Leave A Reply

Your email address will not be published.