За многолетний период Казахстану удалось добиться успехов не только в строительстве собственной государственности, но и выработать эффективную модель внешней политики, в основе которой лежат прагматизм и национальные интересы.
В начале 90-х годов Казахстан был вынужден столкнуться с естественными трудностями, связанными с отсутствием как таковой дипломатической службы, профессиональных кадров, обозначенной стратегии и приоритетов во внешней политики и т.д.
Согласно воспоминаниям Первого Президента РК Н.А.Назарбаева внешнеполитическая деятельность писалась фактически с чистого листа.
«У нас не было традиций внешнеполитической деятельности. МИД выполнял далеко не дипломатические функции. Представьте себе страну, перед которой стоят сложные проблемы, но нет ни одного дипломатического представительства за рубежом, нет самых элементарных наработок по внешнеполитическим вопросам», — отмечал Нурсултан Назарбаев.
Кроме того, необходимо подчеркнуть, что период становления совпал со сложными геополитическими процессами, происходившими тогда на международной арене. К ним относятся переформатирование системы международных отношений, особенно на фоне развала Советского Союза и падения берлинской стены, создание новых экономических рынков, процессы демократизации в ряде стран и т.д.
В процессе построения основных внешнеполитических контуров важную роль сыграл Первый Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев, который изначально ставил задачу достойного позиционирования страны на международной арене. Фактически, все первоначальные усилия были направлены на демонстрацию Казахстана, как предсказуемой, открытой и миролюбивой страны, нацеленной на демократическое развитие.
Первым практическим решением стал отказ Республики от обладания вторым по величине ядерным потенциалом, доставшимся в наследство от СССР. Документом, закрепивший юридически безъядерный статус стал указ Президента, еще тогда КазССР Н.А.Назарбаева о закрытии Семипалатинского ядерного полигона 29 августа 1991 года. В этом году исполнился 31 год с момента подписания данного указа. Стоит напомнить, что благодаря тому прагматичному решению Казахстану удалось не только получить гарантии безопасности, но и территориальной целостности от мировых держав.
Отказ от ядерного оружия со временем стал «визитной карточкой» Республики Казахстан на мировой арене. Об этом свидетельствуют многочисленные инициативы Первого Президента РК по денуклеаризации. Путь, пройденный Казахстаном в сфере разоружения, в свою очередь, находит положительные оценки среди лидеров ряда зарубежных государств. Так, по мнению экс-президента США Б. Обамы Президент Назарбаев является одним из образцовых лидеров в мире в вопросах нераспространения и ядерной безопасности. «Казахстан является прекрасным примером того, как страна может отказаться от ядерного оружия и достичь большей безопасности и экономического процветания», — отмечал он.
В данном вопросе неразрывным звеном является также последующая успешно проведенная делимитация и демаркация государственной границы. Именно благодаря своевременности выполнения данной задачи, Казахстан на сегодняшний день не имеет проблем в данном вопросе с соседними государствами.
Нельзя также не упомянуть о такой важной инициативе Первого Президента как предложение создания концепции евразийской интеграции, которая, как известно, была озвучена в 1994 году в Москве, во время лекции в МГУ им. Ломоносова.
Сейчас мы имеем сформированную модель евразийства в виде Евразийского экономического союза, который осуществляет плодотворную экономическую деятельность и с каждым годом способствует расширению межгосударственных торговых связей с членами организации.
Республика Казахстан расположена в самом центре Евразии – в регионе, где пересекаются интересы крупных, зарубежных акторов. Именно данным фактом объясняется пристальное внимание руководства страны к внешней политики. Соседство с Россией и Китаем в значительной степени повышает стратегическую важность Казахстана в региональном и глобальном масштабах.
В данной связи, концепция многовекторности является наиболее оправданной и неотъемлемой чертой во внешней политики Республики Казахстан. Ее основы были определены и заложены Первым Президентом Республики Казахстан – Елбасы Нурсултаном Назарбаевым, которые также продолжают успешно реализовываться нынешним Главой государства К.К.Токаевым.
Спустя более чем два года можно определенно говорить о преемственности курса Елбасы во внешнеполитической деятельности нынешнего Главы государства. Так, продолжается взаимовыгодное сотрудничество с ключевыми зарубежными партнерами, идет активизация диалога со странами Центральной Азии, уделяется пристальное внимание вопросам международной безопасности. Данные стратегические для Казахстана направления более подробно отражены в базовом внешнеполитическом документе страны — Концепции внешней политики РК на 2020-2030 гг. Данный документ, как известно, принимался в прошлом году новым руководством страны и содержит в себе ряд новшеств, связанных с изменением мировой конъюнктуры, акцентированием внимания на кризисе доверия и повышения конфликтности среди различных акторов, размывания принципов международного права, обострения гонки вооружений и т.д.
В данной связи, проверенная временем внешняя политика Республики Казахстан, в предстоящие годы должна продолжать реагировать на изменяющие мировые процессы и активно внедрять новые инструменты по эффективной реализации внешнеполитического курса, основанного на национальных интересах страны.
Санат КУШКУМБАЕВ,
заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК, доктор политических наук