ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КАЗАХСТАНА: НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ

0

Казахстан является первой бывшей советской республикой и первой страной в Центральной Азии, которой было доверено председательство в ОБСЕ.

Роль этой организации определена не столько уникальностью ее организационной структуры, сколько тем фактом, что она стремится внести свой вклад в создание системы кооперативной безопасности. В ее состав входят 56 государств, в том числе США, Канада и все страны постсоветского пространства, что придает ОБСЕ евроатлантический характер, устанавливая зону ее ответственности «от Ванкувера до Владивостока».
Организация в первую очередь была создана для мониторинга зон конфликта, а также для содействия развитию гражданского общества и экономического роста.
Сильными сторонами ОБСЕ являются предотвращение конфликтов и их урегулирование, богатый опыт и знания в области организационного строительства в постконфликтных условиях и способность иметь равные условия для диалога как крупных, средних, так и малых государств-членов организации.
Ряд политологов считает, что председательство в ОБСЕ стран, географически находящихся вне пределов Европы, несомненно укрепило организацию.
Казахстан вступил в ОБСЕ в 1992 году, а через 18 лет уже председательствовал в ней.
И это не случайный факт. Известны инициативы Республики Казахстан в области региональной и международной безопасности, нераспространения ядерного оружия, в поддержке международных усилий по урегулировании ситуации в Афганистане и Ираке, в формировании условий для межнационального и межконфессионального диалога, в содействии решению проблем энергетической и транспортной безопасности. Ярким свидетельством масштабных инициатив Республики Казахстан, связанных с именем Первого Президента Нурсултана Назарбаева, являются добровольный отказ от ядерного оружия и присоединение к режиму нераспространения, создание СВМДА — Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии и Съездов лидеров мировых и традиционных религий.
Современный Казахстан представляет собой уникальную модель сосуществования представителей различных этносов и конфессий в мире и согласии и выступает за развитие диалога цивилизаций, культур и религий.
Республика Казахстан проводит многовекторную политику и может выступить в роли посредника в улаживании ряда споров и конфликтов в государствах-участниках ОБСЕ, придерживаясь принципа нейтральной стороны в конфликтных ситуациях, что не позволяет обвинить его в предвзятости либо поддержке одной из сторон. Казахстан не признал независимость Косова, Абхазии, Южной Осетии, оставаясь приверженцем основного постулата Хельсинского заключительного акта — принципа нерушимости границ в Европе.
Участие Казахстана в различных международных и региональных организациях делает страну идеальным посредником при возникновении конфликтов между европейскими и азиатскими странами.
Казахстан показывает довольно значительные успехи в экономике, реформах, социальном развитии. Данный опыт и позиция республики и стали одними из аргументов выдвижения страны на председательство в ОБСЕ.
Главной целью внешней политики Республики Казахстан является заявление о себе как реальном акторе на мировой арене. Отстаивая собственные национальные интересы, Казахстан проводит независимую политику, стараясь соблюдать баланс между ведущими центрами мировой политики.
На первом этапе становления взаимоотношений Республики Казахстан и ОБСЕ была заложена база сотрудничества с организацией.
В Осло на заседании Совета министров иностранных дел ОБСЕ (СМИД) в декабре 1998 года был подписан меморандум о взаимопонимании между Правительством РК и БДИПЧ/ОБСЕ. В феврале 2003 года был подписан протокол к данному меморандуму. Стороны рассматривали его как программу, рассчитанную на долгий срок, поскольку демократизация представляет собой долговременный процесс.
На заседании СМИД стран-членов ОБСЕ 29-30 ноября в Мадриде было принято единогласное решение о председательствовании Казахстана в 2010 году в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) (заявка Казахстана имела весомую поддержку в виде коллективной воли государств-членов СНГ. Принципиальное решение о внесении кандидатуры Казахстана было принято еще в 2005 году на саммите стран СНГ в Казани и в октябре 2007 года подтверждено на саммите СНГ в Душанбе).
На брифинге в Мадриде тогдашний министр иностранных дел Казахстана Марат Тажин заявил: «Именно народ Казахстана является главной опорой и основным бенефициаром председательства страны в ОБСЕ. Заявка Казахстана не является исключительной инициативой руководства страны, но есть выражение общественного консенсуса. Председательство в ОБСЕ будет способствовать дальнейшему развитию политической системы, что фактически корреспондируется с нашими внутренними интенциями, направленными на системное реформирование общественно-политической жизни страны в сторону ее дальнейшей демократизации».
Тогда Первый Президент РК Н.Назарбаев поручил Правительству сформировать Государственую комиссию по подготовке к председательству Казахстана в ОБСЕ. Государственная комиссия должна была координировать все аспекты усилий страны — от анализа политики и дипломатической деятельности в подготовке кадров до связей с общественностью. Н.Назарбаев оценил председательство Казахстана в ОБСЕ в 2010 году как «национальный стратегический проект». В Астане были определены некоторые приоритетные вопросы казахстанского председательства в рамках трех основных «корзин» ОБСЕ. Перечисленные приоритеты включают сокращение оружия массового уничтожения, решение экологических проблем, обеспечение энергетической безопасности и институционализация межэтнического и межконфессионального согласия в обществе.
С начала 2010 года Казахстан официально вступил на пост председателя ОБСЕ, что повысило международный статус Казахстана, заявившего о себе как о крупном региональном игроке, с которым следует считаться.
В рамках председательствования в ОБСЕ для Казахстана существовали две главные задачи.
Во-первых, провести саммит в Астане, о чем заявил Государственный секретарь — министр иностранных дел РК Канат Саудабаев в конце декабря 2009 года в Афинах.
Во-вторых, попытаться превратить ОБСЕ в некий аналог ОДКБ и ШОС, где приоритет отдается проблеме обеспечения глобальной и региональной безопасности. Канат Саудабаев во время январского визита в Австрию еще раз подчеркнул: «Как действующий председатель ОБСЕ Казахстан определил вопрос стабилизации Афганистана в качестве одного из важнейших приоритетов организации на 2010 год».
Нужно признать, что именно высокий международный авторитет Президента РК Н. Назарбаева позволил Казахстану добиться желаемого и организовать декабрьский саммит.
Для Казахстана в качестве председателя ОБСЕ главной целью было возвращение организации былого авторитета и формирование диалоговой площадки для обсуждения и разрешения международных проблем.
Саммит ОБСЕ состоялся 1-2 декабря 2010 года в Астане после длительного, в 11 лет, перерыва. Он стал первым собранием лидеров стран-участниц этой организации со времени проведения предыдущего саммита в Стамбуле в ноябре 1999 года. Саммит был уникален по другой причине. Как заявил Президент Казахстана Н. Назарбаев: «Уникальность нашего саммита … [что] это происходит в сердце Евразии, за тысячу миль от географических границ Европы. Это прежде всего отражает изменившуюся парадигму европейской безопасности».
В своем выступлении перед представителями 56 стран-участниц ОБСЕ Н. Назарбаев предложил свое видение миссии организации таким образом: «После падения Берлинской стены Европа воссоединилась. Я придерживаюсь мнения, что сегодня мы сносим другую стену — стену между Европой и Азией».
Хотя эта цель еще не достигнута, Казахстан мог бы сыграть важную роль в этом процессе так же, как это было, когда он решил отказаться от четвертого по величине ядерного арсенала в мире в 90-х годах прошлого столетия, чтобы остановить распространение оружия массового уничтожения.
Республика Казахстан ратует за то, чтобы ОБСЕ оставалась релевантным механизмом регионального применения международных документов в таких сферах, как поддержание военной и политической безопасности, разрешение конфликтов и урегулирование постконфликтных ситуаций, в вопросах экономического, культурного, экологического сотрудничества, защиты прав человека и процесса демократизации.
Председательство Республики Казахстан в ОБСЕ запомнилось мировому сообществу ее важными глобальными инициативами. Во-первых, она была первым государством Центральной Азии, избранным в Совет Безопасности Организации Объединенных Наций. Во-вторых, республика самым активным образом продвигала интересы международной и региональной безопасности, развития экономической и торговой дипломатии. При этом всегда исходила из реальных факторов общемировых вызовов и угроз. Было проведено важное «Специальное мероприятие высокого уровня по запуску проекта Кодекса поведения по достижению мира, свободного от терроризма». Цель — достижение к 2045 году мира, свободного от терроризма, и создание широкой международной коалиции стран-партнеров. Необходимо отметить, что благодаря авторитету Первого Президента страны Н. Назарбаева инициативам Казахстана, в частности, Всеобщей декларации построения мира, свободного от ядерного оружия, молодое государство получило признание в мире.
Глава государства призывал международное сообщество «сделать построение мира без ядерного оружия главной целью человечества в XXI веке». Слишком реальными стали угрозы применения ядерного оружия, возможности попадания их в руки террористов. Но даже такие государства, как Северная Корея, поддержали Всеобщую декларацию. Понятные всем универсальные принципы и обязательства по ядерному разоружению должны были стать мостом между разными подходами на будущее устройство безопасного мира.
Основные положения и идеи Всеобщей декларации, а также антиядерные инициативы Президента Н. Назарбаева получили свое воплощение в Договоре о запрещении ядерного оружия.
Был признан вклад Республики Казахстан в глобальный процесс ядерного разоружения, укрепление мира и международной безопасности, свидетельством твердой приверженности достижению мира, свободного от ядерного оружия.
Что касается региональной и национальной безопасности, то самым важным событием стали министерские дебаты Совета Безопасности ООН на тему «Построение регионального партнерства в Афганистане и Центральной Азии в качестве модели взаимозависимости безопасности и развития», организованные Казахстаном. По итогам заседания было принято Заявление, которое подчеркивало важность развития регионального, межрегионального и международного сотрудничества для обеспечения долгосрочного мира, стабильности и устойчивого развития в Афганистане и Центральной Азии, необходимость совместных усилий стран региона по расширению зоны мира, сотрудничества и процветания. Это вопросы экономического и торгового сотрудничества, развития экономики региона, транспортно-логических, гуманитарных связей. А в стабильности региона, его развитии заинтересованы все страны Центральной Азии, Афганистан, Россия, Китай, США, ЕС, другие. Никому не нужна нестабильность в этом регионе. Важно развитие экономики, торговли, инвестиций и многое другое, основанное на взаимовыгодном сотрудничестве и равноправном партнерстве.
Глобальные инициативы Казахстана по вопросам обеспечения региональной и национальной безопасности, борьбы с угрозами терроризма, наркоторговлей, транснациональной преступностью, развитию экономической и торговой дипломатии, гуманитарных связей, интеграционные вопросы стали общепризнанными мировым сообществом. Это и инициативы на международной арене, в том числе инициативы в сфере евразийской экономической интеграции, региональное экономическое и политическое лидерство. Казахстан является членом ведущих международных организаций — ООН, ОБСЕ, ОИС, ШОС, СНГ, ЕврАзЭС, ТС, ЕЭП, ОДКБ, ОЭСР и других межгосударственных объединений. За годы независимости Казахстан установил дипломатические отношения со 180 государствами мира, председательствовал в таких авторитетных международных организациях как ОБСЕ, ОИС, ЕАЭС, ШОС, СНГ, ОДКБ, СВМДА и Тюркском совете.
Несмотря на мировые кризисы, связанные с пандемией, войнами, климатическими изменениями, внешняя политика Республики Казахстан остается выверенной, последовательной и ответственной. С момента обретения независимости страна во главе с Первым Президентом Нурсултаном Назарбаевым стала одним из уважаемых субъектов международного права. Эту же внешнюю политику с упором на прагматизм продолжил Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
Международное сообщество знало господина Токаева как признанного, уважаемого международника, работавшего долгие годы министром иностранных дел и Премьер-Министром Казахстана. Поэтому и сегодня внешняя политика Республики Казахстан — стабильная и последовательная.
Следует отдельно отметить установление позитивных и взаимовыгодных экономических отношений с отдельными наиболее важными для Казахстана, иностранными государствами и блоками.
Казахстан привлек за годы независимости более 70 процентов иностранных инвестиций из общего притока в Центральную Азию. Наиболее крупными инвесторами являются Нидерланды, США, Швейцария, Франция, Великобритания, Россия, Италия, Япония, Бельгия и Канада. В общей сложности в Казахстан поступило более 300 миллиардов долларов инвестиций.
Привлечение иностранных инвестиций в приоритетные отрасли казахстанской экономики и продвижение отечественной продукции на зарубежные рынки являются одними из ключевых приоритетов внешней политики Казахстана и основополагающим элементом продвижения торговой и экономической дипломатии.
Сегодня созданы все базовые институты, сформирована необходимая законодательная база для масштабной работы по привлечению инвестиций. Наличие благоприятного инвестиционного и делового климата в нашей стране широко признается зарубежными экспертами и бизнес-партнерами. Необходимо, однако, внести некоторые корректировки в эту работу в части повышения качества межведомственной координации и обеспечения выполнения достигнутых договоренностей.
Необходимо отметить и значимость создания Международного финансового центра «Астана». 8 июля 2020 года Президент Касым-Жомарт Токаев принял участие в официальной церемонии принятия присяги назначенным председателем суда Международного финансового центра «Астана» Лордом Мансом.
В своем выступлении Глава государства отметил, что Казахстан всегда уделяет особое внимание формированию современной, профессиональной и независимой судебной системы, соответствующей международным стандартам. В этой связи учреждение суда МФЦА по инициативе Первого Президента — Елбасы еще раз доказывает глубокую приверженность страны структурным реформам в судебной системе.
— Суд МФЦА предоставляет возможность инвесторам, работающим в Казахстане или планирующим прийти в регион, встретить на его площадке достойных судей, процедуры, практики и стандарты, идентичные своим аналогам в других крупных финансовых центрах по всему миру. Опытные судьи общего права, известные своей беспристрастностью, честностью и неподкупностью, также являются гарантией стабильной судебной системы и верховенства права, — подчеркнул Президент.
По мнению Касым-ЖомартаТокаева, в условиях глобальных потрясений, вызванных пандемией и падением цен на нефть, роль и значение центра в восстановлении экономики становятся все более актуальными, в том числе в вопросах привлечения инвестиций.
— МФЦА должен стать синонимом надежной финансовой платформы и повысить уверенность и доверие к Казахстану со стороны иностранных инвесторов. В свою очередь, будучи ключевой частью структуры центра, независимой судебной системе общего права в лице суда отводится важная роль в функционировании МФЦА и, соответственно, в эффективной реализации казахстанской инвестиционной программы, — сказал Глава государства.
В заключение хотелось бы отметить, что все глобальные инициативы Казахстана всегда позитивно отмечались международным сообществом, служили основой для построения мира без оружия, мира, где надо только сотрудничать во всех сферах во благо своих народов.

Leave A Reply

Your email address will not be published.