В казахской степи издревле проживали состоятельные скотовладельцы и землевладельцы, которые содержали несметное количество скота. Однако в советское время на баев, как классовое сословие, начались гонения. При этом народным массам внушалось, что они являются эксплуататорами, которые, словно пиявки, сосут кровь трудящихся.
Лишь с обретением страной Независимости начали открываться правдивые страницы нашей истории. Мы вдруг обнаружили, что в казахской степи были яркие, легендарные личности. Одним из них был Жыланкоз бай из рода Дулат. Дошедшая до нас народная молва утверждает, что в те времена среди казахов и кыргызов, населявших оба берега реки Шу, не было человека, богаче его. Соседние кыргызы-животноводы говорили, что численность поголовья Жыланкоз бая превышает численность растущих по обе стороны Шу камышей, а другие считали, что количество его скота больше звезд на небе.
О богатстве Жыланкоза писал в своей книге «Асу-асу бел Қордай» наш земляк известный писатель Марал Ыскакбай: «Возможно, правда то, что у него и его детей насчитывалось 50 тысяч овец и 10 тысяч лошадей. По народному преданию, Жыланкоз все поголовье разрешал считать лишь осенью. Пастухи, пересчитывающие овец, набирали мешок курта и через каждую сотню бросают один курт в другой пустой мешок. Некоторые ловкачи-пастухи умудрялись оставлять себе два-три курта, тем самым оставляли себе несколько голов овец, мясо которых хватало на целый год». Еще по одной легенде «Жарамсақтық жарамас» есть хорошие сведения о Жыланкоз бае. На восточной стороне нынешнего села Актерек у аула Жаманты жил поэт-импровизатор по имени Кененбай. (У Кенена Азербаева есть поэма «Кененбай мен Кебез сұлу»). Как-то он выехал в сторону Мерке, и гостил в доме известного бая из рода Ботбай – Нурманбета. В ходе беседы за дастарханом хозяин дома спросил у гостя с ухмылкой:
-Кто такой бай, а кто такой батыр?
-Бай это ты, батыр – Сыпатай, — ответил Кененбай.
Возможно, такой ответ обрадовал Нурманбета. Наутро, провожая гостя, он подарил ему коня. Далее он приезжает к Жыланкоз баю из знаменитого рода Ескожа.
После традиционного приветствия Жыланкоз спросил у гостя:
-Е-е, ты же гостил в доме Нурманбета, не так ли? Наверняка, он спросил у тебя «Кто такой бай, а кто батыр?» А ты ответил: «Бай это ты, батыр — Сыпатай». За эти твои слова он подарил тебе коня.
Жыланкоз, словно провидец, знал весь разговор.
На следующий день хозяин дома приказал гостю:
-Иди и верни ему коня!
Ему не осталось ничего, кроме как повиноваться воле богача. Нурманбет встретил его у порога юрты:
-Е, Кененжан, наверное, ты ночевал у Жыланкоз бая. И он, наверняка, спросил тебя, гостил ли ты у Нурмнбета. Он в точности пересказал мой вопрос и твой ответ, не так ли? Поэтому он приказал вернуть лошадь. Он правильно поступил, ты дал неверный ответ. Батыр – Отеген, бай – Ескожа Жыланкоз.
Кенебай вернулся к Жыланкозу, оставив коня Нурманбету.
-Кенебай, дорогой, впредь не говори так, — сказал аксакал, и на прощание подарил ему коня.
Еще одну легенду поведала потомок Жыланкоз бая Кундызай Сапарбайкызы, которую она услышала от своего отца.
«В Керу была дорога, по которой проходили животные Жыланкоз бая. К старцу Жыланкозу, который сидел на пике Аулие шокы, подошел Кыдыр ата и сказал ему: «Жыланкоз, друг мой, многие годы я был рядом с тобой, теперь позволь мне уйти».
«Конечно, но немного подождите, я соберу своих детей. Который из них увидит Вас, к тому и уйдете», — сказал Жыланкоз.
Об этом услышали в селе, и его байбише (старшая супруга) собрала всех у подножия горы. «Так, дети мои, кого вы увидели на вершине горы?» Уже подросшие дети ответили: «Мы видим только нашего Жыланкоз ата». А сидевшая поодаль 5-летняя светлолицая девочка, указывая на вершину, спросила: «Апа, можно я скажу?».
«Ну, говори…»
«Жыланкоз ата не один там сидит, возле нашего дедушки вижу другого дедушку в белом тюрбане, с белой бородой и в белом халате».
Байбише сказала: «Надо же, он показался не сыновьям, а дочери».
Жыланкоз бай был очень щедрым и добрым, помогал сиротам и вдовам и не отвергал тех, кто обращался к нему. Говорил своим пастухам, чтобы те забивали вовремя лошадей и коров на согым, чтобы их семьи не голодали. Всегда говорил: «Раздайте народу кобылье молоко и молоко крупного рогатого скота и овец, молоко нельзя продавать». Говорят, что его лошади паслись по всей дороге до озера Балхаш, и около половины его лошадей были рябые. Сам генерал Колпаковский водил одновременно 3-5 тысяч лошадей, а он, в свою очередь, создавал большое количество лошадей для армии.
Родословная Жыланкоз бая: Байдибек – Тлеуберды (Жарыкшак) – Дулат – Жаныс-Жарылкамыс-Каскарау (Беймбет) – Букар-Баба-Айткул-Ескожа-Жантели-Жыланкоз. У Жыланкоз бая было 12 сыновей: Абден батыр, Абильда, Аба, Мажи, Рахы, Таутан, Курманали, Оразбек, Какей, Ботай, Райкул, Белгибай. (из книги «Жаныс шежіресі», 543 страница). Большинство его потомков проживают в Алматинской и Жамбылской областях.
Из сведений, хранящихся в государственном архиве:
После того как колониальное российское правительство утвердилось в части Семиречья до Шу, в 1859 году русские правители исследовали реку Шу, чтобы открыть путь к Коканскому ханству. Была сформирована экспедиция для обследования и нанесения на карту протяженности реки Шу и проведения разведки путей, ведущих к Коканскому ханству, с целью колонизации всего южного региона.
Используя влияние казахских султанов и влиятельных биев, таких как Жыланкоз, завоевав доверие народа, использовали их пищу, верблюдов и лошадей для перевозки грузов, а молодых джигитов для работы.
Вместе с тем, глава Алатауского округа Г.А.Колпаковский биям Тойбай, Жыланкоз, Ногайбай, Кебекбай, Жайнак, Каспак, Сарыбай, Нарбота, Кожагул, Туганбай, Карабай, Касабек и другим приказал дать в помощь джигитов русским войскам, которые шли вернуть крепость Пишпек. В 1862 году за помощь Жыланкоз Жантелиулы был награжден кафтаном 3-степени генерал-губернатора Жетысуской области.
В 1867 году Александр II подписал «Временное положение об управлении Семиреченской и Сырдарьинской областями», согласно которому утверждены новые волости и аулы. Перед тем, как организовать правительство волостей, заранее был составлен список уважаемых казахов, которые оказали помощь. В списках, хранящихся в государственном архиве, значится Жыланкоз Жантелиулы из рода Ескожа.
В 1867 году специальная комиссия по созданию волостей получила задание дать названия вновь организованным волостям. По решению комиссии названием волости являлось название главного рода внутри него, а если волость состояла из двух родов, то указывались оба рода. А если входило больше двух ру, то считалось, что лучше назвать его по названию самого главного места. Поэтому этот регион под управлением Жыланкоза из рода Ескожа и вошедшие аулы родов Ботбай, Жаныс (Ескожа, Енембаласы, Кыбырай), Жантан (Ерубай) получило название волость Жыланкоз. Таким образом, комиссия царского правительства создала волость «Жыланкоз». (из книги Умиткен Буркитбаевой «Өткен күндер-қалған іздер», издательство «Нұрлы әлем», Алматы 2012 год, 211 страница).
Потомки Жыланкоза выросли в этой волости. Младший сын Жыланкоза Райымкул был заместителем бия аула №1 этой волости в 1901-1903 годы. Согласно данным госархива, тогда ему было 38 лет.
Из рапорта главы Пишкекского уезда №3216 от 21 июля 1900 года, направленного генерал-губернатору Жетысу, о вышеуказанных выборах:
«Предоставляя при сем на утверждение Вашего Превосходительства балатировочные листы на избрание волостного управителя и кандидата по нему, народных судей и кандидатов к ним по Джиланкузовской волости, вверенного мне уезда, имею честь донести Вашему Превосходительству, что избранный волостной управитель Ауль Тойбаев умственно развит удовлетворительно, характера твердого, занимается скотоводом и земледелием, зажиточный, пользуется доверием и уважением народа, ни в чем предосудительным деянием не был и не одно трехлетие уже состоит волостным управителем. О кандидате по ним никаких сведений не имеется кроме того, что он двуюродной брат волостного управителя и человек богатый. К утверждению их в избранных должностях препятствий Уездный начальник не встречает».
Согласно данного рапорта волостным управителем Жаланкозовской волости был избран Ауел Тойбаев (52 года), его кандидатом 56-летний Аралбай Тойчин. В списках по выборам биев каждого аула были: би первого аула 38-летний Естемес Какеев, его заместитель (кандидат) 38-летний Райкул Жыланкозов, бием второго аула указан 43-летний Азимбай Тобышаков, кандидат 43-летний Омирали Тойбаев, би третьего аула 40-летний Жаманбай Сайдаутов, кандидат – 42-летний Шешенкара Айнекин, би четвертого аула 50-летний Бидай Куттыков, его кандидат 43-летний Мейрхан Куттыков, би пятого аула 63-летний Раис Маркин, кандидат 35-летний Алимбай Маркин, би шестого аула 40-летний Болен Орманов, кандидат 37-летний Рысалды Омаров, би седьмого аула 38-летний Байжан Конырбаев, кандидат 40-летний Байбосын Конырбаев, би седьмого аула 49-летний Серкебай Кожабергенов, кандидат 49-летний Кыпшакбай Жанузаков, би девятого аула 42-летний Куанышбек Отыншин, его кандидат 38-летний Алим Манкеев. В том числе указано, что Райкул Жыланкозов был заместителем бия первого аула три года назад, в 1898-1900 годах, утверждается, что ему было 35 лет.
В одном из следующих архивных документов царского правительства по переписи 1888 года значится: в Жыланкозе число казахских домов составляет 1211. В том числе мужчин 1886, женщин 1437.
Кто-то знает, кто-то не знает, что советский и казахский государственный деятель Асанбай Аскаров в свое время получил благословение от Мейирманова Сапарбая, потомка Жыланкоз бая. В семидесятых годах прошлого столетия А.Аскаров был назначен первым секретарём Чимкентского обкома КП Казахстана. Грамотный руководитель, хорошо знающий казахские традиции, автор ряда поэм-стихотворений Асанбай Аскаров специально приехал в село Рисороб (ныне Какпатас) Кордайского района Жамбылской области, чтобы попросить бата у потомка известного Жыланкоз бая – в дом Сапарбая Мейрманова, который многие годы был председателем. При этом отмечу, что Мейирманов Мырзахмет, брат Сапарбая, окончил высшую партийную школу, занимал высокие должности и имел хорошие отношения с Асанбаем Аскаровым.
Вкратце говоря, в одном из Посланий нашего Президента Касым-Жомарта Кемелулы Токаева было сказано «Через нашу историю красной нитью проходит постоянное преодоление всех вызовов судьбы». И мы должны помнить об этом. Наш долг – бережно относиться к истории своего народа, чтить память наших славных предков, подобных Жыланкозу Жантелиулы.
В этой связи предлагаю присвоить его имя одному из населенных пунктов нашего района
Жандарбек Карабасов, член Союза журналистов Казахстана