Много разных исполнителей – профессиональных и любительских, на торжественных концертах и на уютных домашних посиделках. И есть среди этого многоголосья мотивы, о которых хочется сказать отдельно. Это русские домбристы. Люди, которые полюбили инструмент, осваивают его с громным рвением и желанием и считают его родным.
В одной из школ села Кордай разгорелась волна музыкального энтузиазма. Там был открыт новый кружок домбры. Этот уникальный проект, инициированный учителем музыки Райхан Байбетовой стартовал только в конце сентября этого года, а девочки начали посещать его с октября.
Занятия проходят два раза в неделю: в среду и пятницу. С самого начала кружка ни одна из учениц не пропустила ни одного занятия. Это кажется почти удивительным, учитывая, сколько новых увлечений привлекает внимание детей. Но эти девочки ясно знают, чего они хотят.
Ульяна Чепурных — одна из самых активных участниц кружка. Она с большой радостью делится своими впечатлениями: «Я лет с шести хотела научиться играть на домбре, так как мне очень нравится, насколько она красивая и мелодично звучит. Когда кружок только открылся, мама спросила, хочу ли я ходить на уроки по домбре. Немного подумав, я согласилась». Неудивительно, что ее заразительная любовь к инструменту заинтересовала и многих одноклассников: «Оказывается, много кто хочет научиться играть именно на домбре», — добавляет Ульяна.
Злата Коростелева, несмотря на давнее желание освоить инструмент, поначалу испытывала сомнения. «Я тоже давно хотела научиться играть на этом красивом инструменте, но, когда мама предложила, я сначала отказалась. Были страхи и сомнения: а вдруг у меня не получится, а если я не смогу. Но мой любимый дядя меня уговорил, здорово поддержал и сказал, что у меня все получится. А сейчас я очень рада, что согласилась и все-таки начала играть на домбре», — признается она.
Василина Аляева отличается от подруг тем, что сама приняла решение записаться на кружок. «Глядя на своих подружек, я тоже захотела научиться играть на казахском национальном инструменте. Начала просить родителей купить мне домбру и тетрадь с нотами», — рассказывает она. Поддержка родителей оказалась решающей: «Они согласились, за что я им безмерно благодарна».
Райхан Маратовна, их учитель музыки, поражена энтузиазмом девочек: «С ними очень приятно работать. Они выполняют все задания и делают все, что я им говорю. Очень старательные, воспитанные и дисциплинированные. Ни разу не пропустили занятия».
На данный момент юные музыканты осваивают русскую народную песню «Во саду ли, в огороде», с которой началось их знакомство с домброй. «Ее играть детям полегче. Затем будем учить песню на казахском языке «Еркем-ай», потом уже перейдем на более сложные кюи и песни», – делится планами Райхан Маратовна. Она также отмечает важность изучения нотной грамоты: «Сейчас они, конечно, изучают песню по нотам, так как необходимо изучить и знать ноты. А в дальнейшем хочу научить играть их по цифрам, так как это будет легче и проще».
Кружок домбры стал местом, где три девочки преодолевают страхи, развивают свои таланты и оказываются на одном этапе с культурным наследием Казахстана. Такие инициативы, как кружок домбры, формируют не только музыкальные навыки, но и дружбу среди детей, показывая, как любовь к искусству объединяет людей разных межэтнических культур.
Мадина УЗБЕКОВА