Когда мы говорим о наркомании, нельзя оставить без внимания и такой ее подвид, как токсикомания. По оценке специалистов Жамбылского областного центра психического здоровья, сейчас токсикоманов значительно меньше, чем было лет 20 назад. Но проблема эта все еще актуальна.
Современные дети зачастую воспринимают употребление бытовой химии не по назначению как шалость. Многие даже не подозревают, что прием ядовитых веществ может вызвать летальный исход, повлечь необратимые последствия для здоровья.
Токсикомания сопровождается хронической интоксикацией и синдромами психической и физической зависимости. Токсикоманы предпочитают химические вещества, обладающие одурманивающим и галлюциногенным действием, находящиеся в свободной продаже в магазинах и на рынках.
О своем печальном опыте рассказал 28-летний таразец, бывший токсикоман, пожелавший остаться анонимом.
-К счастью, те дни остались в прошлом. В классе седьмом я впервые вдохнул газ из зажигалки — ребята постарше предложили попробовать. Дебют сопровождался жжением слизистой, головокружением и тошнотой. Провели несколько проб, прежде чем мы научились высчитывать дозу газа так, чтобы, как мы это называли, «заказать мультик». Позже стали использовать уже баллончик для заправки зажигалок, -говорит он.
На вопрос, зачем это было нужно, собеседник дал ожидаемый ответ:
-В 14 — 15 лет хочется почувствовать себя взрослым. Алкоголь и сигареты детям никто не продаст, да и все равно родители могут учуять, разгневаться. А вдыхание газа или токсичных веществ не оставляет видимых следов.
Между тем такое развлечение влечет проблемы со здоровьем: прежде всего, быстрое поражение центральной нервной системы и, как следствие, ослабление памяти, снижение интеллекта, потерю ориентации в пространстве, распад личности.
-Вдыхание газа, или сниффинг, является одним из опасных видов токсикомании, так как газ может вызвать удушье. Именно это и является причиной смерти большинства снифферов, -продолжает собеседник.
По его словам, одно время у токсикоманов был популярен клей «Момент». Проблема обрела такой масштаб, что компания-производитель была вынуждена исключить из состава клея толуол, заменив его ацетоном, что напрочь отбило интерес «нюхачей». Современные химики нашли и другие способы решения подобных проблем, поэтому добывать новое сырье токсикоманам с каждым днем все сложнее. Однако нельзя сказать, что это стало непосильной задачей.
По данным управления по противодействию наркопреступности департамента полиции области, в 2019 году с диагнозом «токсикомания» на учет было поставлено девять человек, в том числе двое несовершеннолетних и две женщины.
Заведующая клинико-диагностическим отделением областного центра психического здоровья Елена Ли говорит, что численность токсикоманов среди несовершеннолетних идет на убыль в последние годы.
— Такое пристрастие характерно для безнадзорных детей, которые часто убегают из дома, бродяжничают. Прячутся по подвалам, чердакам, где их сложно обнаружить. Сбиваются в группы и таким образом организуют свой досуг. При употреблении токсичных веществ надевают на голову пакет и, галлюцинируя, могут уснуть или потерять сознание, что вызовет удушье, — отмечает доктор.
Она напомнила, как важны контроль и внимание родителей к ребенку. При желании они могут разглядеть признаки потреб¬ления ребенком летучих растворителей: покрасневшие от лопнувших капилляров глаза, ожоги, повреждения на лице и раздражение кожи, специфический запах от одежды и волос.
Специалист отмечает, что ни в коем случае нельзя игнорировать зависимость, считая ее менее серьезной, чем алкоголизм или наркомания.
-В первую очередь нужно прекратить прием токсичных веществ, провести поддерживающую терапию, помочь организму восстановиться. Обязательно нужна психологическая помощь. Любая зависимость — это привычка, и даже если организм уже отвык, мозг может давать сигналы, что он все еще хочет химический стимулятор. Важно заинтересовать человека, увлечь спортом, новым хобби. Самое главное — деятельная поддержка близких, без этого пациенту не справиться с зависимостью, — говорит Елена Ли.
Алексей ПОЛЯКОВ