В соответствии со статьей 22 Закона Республики Казахстан «О противодействии коррупции», противодействие коррупции в пределах своей компетенции обязаны вести все государственные органы, организации, субъекты квазигосударственного сектора и должностные лица.
Глава государства Касым-Жомарт Кемелевич отметил, что борьба с коррупцией будет вестись пока не будет искоренена. Таким образом, противодействие коррупции стала одним из приоритетов государственной политики.
На сегодняшний день к борьбе с коррупцией привлечены все заинтересованные группы: государственные служащие, предприниматели, инвесторы, независимые эксперты, волонтеры и другие. Департаментом ведется системная совместная работа со всеми заинтересованными сторонами.
Усовершенствование законодательства по борьбе с коррупцией является одним из важных и актуальных направлений Агентства.
На сегодняшний день подготовлен и реализуется ряд законодательных изменений по вопросам противодействия коррупции.
Законодательные изменения были приняты 19 декабря 2019 года. Если говорить о внесенных изменениях: внесены нормы об отставке и дисциплинарной ответственности руководителей за подчиненных сотрудников, совершивших коррупционное правонарушение; приведены в порядок антикоррупционная экспертиза проектов нормативно-правовых актов, внедрена дифференцированная система поощрений граждан за сообщения о фактах коррупции.
В отношении совершивших тяжкие и особо тяжкие коррупционные преступления не применяются меры условно-досрочного освобождения.
Ужесточено наказание за коррупционные преступления, совершенные сотрудниками правоохранительных органов, судей, взяткодателей и посредников во взяточничестве; (в статью 366 УК внедрен новый состав в отношении судей и сотрудников правоохранительных органов, усилена санкция в виде лишения свободы с 5 до 6 лет).
Внедрены ограничения по хранению наличных средств и ценных вещей, владению счетов в иностранных банках государственных служащих, депутатов, судей;
Установлено ограничение, которое накладывает пожизненный запрет на работу взяточников на государственной службе и квазигосударственном секторе.
Следующие законодательные изменения были приняты 6 октября 2020 года.
В частности: Наложен полный запрет на прием и дарение подарков другим лицам государственными служащим, принявшим антикоррупционные ограничения; (Полностью исключен «предел стоимости подарка, разрешенного государственным служащим» в Гражданском кодексе. Необходимо помнить о том, что т.к. любой подарок принадлежит государству, и его необходимо сдать в состав государственного имущества в установленные сроки и порядке через государственный комитет имущества и приватизации Министерства РК безвозмездно. Подарки, полученные за достижения в работе и другие заслуги, к этому списку не относятся).
Расширен перечень лиц в квазигосударственном секторе, на которых распространяются установленные Законом «О противодействии коррупции» запреты, ограничения и обязанности: в дополнение к первым руководителям квазигосударственных компаний в него включены лица, уполномоченные на принятие решений по организации и проведению закупок, в том числе государственных, либо ответственные за отбор и реализацию проектов, финансируемых из средств государственного бюджета и Национального фонда Республики Казахстан, занимающие должность не ниже руководителя самостоятельного структурного подразделения.
В организациях квазигосударственного сектора внедрен институт антикоррупционных комплаенс-служб.
Правовое регулирование работы родственников в одном государственном органе или организации. (Данное ограничение не означает окончательный запрет работать в одном государственном органе, государственной организации или субъекте квазигосударственного сектора супругам, близким родственникам и свойственников. В этом ограничении сказано о непосредственном подчинении должностям, которые занимают родственники. Теперь претендент на государственную должность или претендент на трудоустройство на данную должность должен в письменном виде сообщить руководству о работающих в организации родственниках, супругах или свойственниках). Наличие данной предупреждающей нормы в Законе дает возможность не допущения конфликтов интересов в деятельности государственных органов и организаций;
Справка: В Законе «О противодействии коррупции» под близкими родственниками понимаются родители (родитель), дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки, под свойственниками – полнородные и неполнородные братья и сестры, родители и дети супруга (супруги).
Установлена уголовная ответственность за провокацию преступления должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность или досудебное расследование (в соответствии со статьей 412-1 УК предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком от 3 до 5 лет);
Антикоррупционная служба обеспечена правом требовать от субъектов квазигосударственного сектора проведения ревизий, налоговых и других проверок, аудита и оценки;
Вместе с тем, Агентство по противодействию коррупции было внесено в список государственных органов, обеспечивающих национальную безопасность.
В соответствии с Указом Президента РК №802 от 2 февраля 2022 года принята «Концепция антикоррупционной политики Республики Казахстан на 2022-2026 годы».
Президентом установлены обязательства и приоритеты Агентства. В целях усовершенствования работы в данном направлении и максимального уменьшения путей, ведущих к фактам коррупции, будет продолжена соответствующая работа.
Подходы развития антикоррупционной политики будут реализованы путем исполнения следующих задач:
Задача 1. Формирование нетерпимости к коррупции
В первом направлении концепции обозначены направления изменения ценностей, формирования антикоррупционной политики, повышение добропорядочности государственного аппарата, и содействия добропорядочности бизнеса.
Важным направлением в целях повышения доверия граждан к органам власти является формирование положительного имиджа государственной службы. Должна быть сформирована крепкая антикоррупционная культура в государственном аппарате, где коррупция будет материально невыгодна.
Задача 2. Исключение возможностей коррупции
В данном направлении главное внимание будет обращено на снижение рисков неэффективного расходования бюджетных средств и коррупции в закупках.
В бюджетном процессе необходимо перейти от финансовых сроков к проектным, что исключит поспешное подписание актов выполненных работ в конце календарного года и связанные с этим нарушения закона.
Финансирование проектов будет осуществляться только при наличии целевых показателей и измеряемых результатов государственного инвестирования, что потребует сформировать методологию расчета индикаторов с прогнозом их влияния на социально-экономическое развитие страны в целом или конкретного региона.
Для достижения прозрачности бюджетной политики требуется объединение на единой платформе процессов государственных закупок, планирования бюджета и управления государственными финансами.
В целях повышения эффективности управления и использования бюджетных средств, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора будет оптимизирована система органов государственного аудита и финансового контроля с исключением дублирования функций и усиления их независимости.
Повышению активности самостоятельного искоренения предпосылок коррупции государственными органами и субъектами квазигосударственного сектора будет способствовать публичность проведения внутренних анализов коррупционных рисков.
Задача 3. Совершенствование мер по обеспечению неотвратимости ответственности
Принцип неотвратимости ответственности должен заключаться не только в карательной практике, но и в обеспечении законности и правопорядка в стране, возмещении нанесенного ущерба и восстановлении социальной справедливости.
Ключевыми здесь должны стать обеспечение верховенства права и безупречная система правосудия, где к ответственности за коррупцию будут привлекаться все правонарушители вне зависимости от занимаемых должностей и связей.
Следует строго руководствоваться конституционным принципом презумпции невиновности.
Необходимо выработать механизмы внедрения проверки на добропорядочность (integrity check), которая позволит своевременно выявлять и увольнять недобросовестных служащих, предотвращая ущерб обществу от их потенциальных коррупционных деяний.
Будет введение ответственности за необоснованное обогащение, когда расходы значительно превышают доходы.
Задача 4. Усиление роли гражданского общества в противодействии коррупции
Необходимо совершенствование процессов взаимодействия представителей гражданского общества с государством посредством их участия в бюджетном процессе, мониторинге государственных закупок, оценке качества оказываемых государственных услуг, определении наиболее проблемных, острых вопросов в той или иной сфере, регионе.
Внедрится эффективный общественный мониторинг проектов, реализуемых за счет государственного бюджета и Национального фонда Республики Казахстан.
Публичность информации о решениях государственных органов будет содействовать конструктивному диалогу с гражданским обществом и позволит исключить необходимость излишних контактов населения с чиновниками.
Широкая вовлеченность журналистов и иных представителей средств массовой информации в противодействие коррупции будет способствовать укреплению активной гражданской позиции казахстанцев.
Гражданам будет дана возможность сообщать о фактах коррупции посредством упрощенных способов цифровой коммуникации.
Будут закреплены меры по защите трудовых прав информаторов, оградив их от гонений и притеснений на рабочем месте.
Задача 5. Обеспечение эффективного мониторинга реализации антикоррупционных мер
Достижение наилучших результатов в противодействии коррупции и объективная оценка эффективности принимаемых мер будут обеспечены посредством целостной системы мониторинга.
С учетом внедряемого проектного подхода она будет построена на принципах объективности и публичности и станет индикатором, отражающим в режиме реального времени ситуацию в сфере противодействия коррупции.
Такой инструмент позволит обеспечить полноценное участие граждан в превенции коррупции, а также станет источником для рейтинговой оценки работы руководителей государственных органов и субъектов квазигосударственного сектора в противодействии коррупции, стимулируя их на реальное улучшение качества жизни граждан.
Задача 6. Дальнейшее совершенствование деятельности уполномоченного органа по противодействию коррупции
Будет усилена координирующая роль уполномоченного органа по противодействию коррупции в вопросах деятельности антикоррупционных комплаенс-служб субъектов квазигосударственного сектора.
Будут приняты меры по выявлению и пресечению преступлений, совершаемых с использованием цифровых финансовых активов, криптобирж и других цифровых платформ.
Законодательные требования в консультативный документ проекта закона по вопросам противодействия коррупции:
— внедрение публичного списка коррупционеров;
— Регламентация выявления и урегулирования конфликта интересов на государственной службе и в квазигосударственном секторе;
— Внедрение института финансового расследования по принципу «следуй за деньгами» («follow the money»)
— Введение уголовной ответственности за обещание/предложение взятки
— Совершенствование работы по выявлению преступлений, связанных с вымогательством незаконного вознаграждения
— Совершенствование правовых механизмов ответственности за непринятие мер по противодействию коррупции
— Внедрение и развитие системы мониторинга и оценки эффективности антикоррупционных мер
— регламентация взаимодействия уполномоченных по этике с антикоррупционной службой
В консультационный документ проекта закона по Кодексу об административных правонарушениях:
— усиление ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений;
— увеличение сроков давности за коррупционные административные правонарушения;
— установление ответственности за коррупционные административные правонарушения сотрудников государственных и правоохранительных органов.
Президент Касым-Жомарт Токаев определил задачи и приоритеты Агентства. Мы приложим все силы для реализации данных задач. Призываем вас принять активное участие в этой работе, держаться далеко от коррупции и внести свой вклад в развитие страны.
Расул БЕДЕЛЬБАЕВ, руководитель
проектного офиса «Қордай – адалдық алаңы»