Работа Антикоррупционной службы на 70 процентов состоит из превентивных мер, в связи с этим методическое сопровождение организаций – один из эффективных инструментов по противодействию коррупции.
Современная антикоррупционная политика страны делает ставку на превентивные механизмы. Вопрос усиления борьбы с коррупцией и применение современных методов в ее профилактике — это актуальные задачи, стоящие перед всем обществом, в том числе перед бизнесом. Антикоррупционная служба отмечает важность объединения усилий гражданского общества и бизнеса для усиления мер по противодействию коррупции.
На сегодня основным инструментом обеспечения добропорядочности организаций является эффективная деятельность независимых служб, представленная комплаенсом. Президент страны Касым-Жомарт Токаев подчеркивает, что бескомпромиссная борьба с коррупцией является одним из основных приоритетов государственной политики. По его мнению, чтобы установить верховенство закона и построить настоящее правовое государство, прежде всего нужно искоренить коррупцию.
С законодательным введением института антикоррупционного комплаенса активизировалась практика внедрения и активной реализации антикоррупционной политики в корпоративном секторе. Одна из основных задач комплаенс-специалистов — соблюдение требований антикоррупционного законодательства, а также защита деловой репутации организации. Эта норма обязательна для субъектов квазигосударственного сектора. Уже сегодня более шести тысяч субъектов квазигосударственного сектора внедрили комплаенс-службы по всей стране.
Исходя из того, что данный институт достаточно новый для Казахстана, мы понимаем, что здесь необходимо создание методической и методологической базы, разработка соответствующих образовательных программ.
Поэтому с начала года совместно с представителями Академии госуправления антикоррупционной службой проводятся совместные мероприятия по разъяснению антикоррупционного законодательства.
В целом в искоренении коррупции важен «тон сверху» и широкий функционал комплаенс-служб. Он должен стать одним из приоритетных для руководства компаний. Их заинтересованность сопровождается возлагаемой на них дисциплинарной ответственностью за совершение коррупционных правонарушений подчиненными сотрудниками. Еще одним весомым аргументом для создания антикоррупционной комплаенс-службы является расширение круга должностных лиц квазигосударственного сектора, являющихся субъектами коррупции. Работники квазигосударственных компаний, уполномоченные принимать решения по организации и проведению закупок, ответственные за отбор и реализацию проектов, финансируемых из госбюджета и Нацфонда, занимающие должность не ниже руководителя самостоятельного структурного подразделения, также отнесены к субъектам коррупции. То есть они в полном объеме принимают на себя антикоррупционные ограничения, предусмотренные Законом «О противодействии коррупции», а также несут более серьезную ответственность в случае совершения коррупционных правонарушений. Все это вкупе с введением антикоррупционных комплаенс-служб станет эффективной мерой по устранению злоупотреблений со стороны работников квазигосударственного сектора и исключения коррупционных рисков.
Отдельной рекомендацией хотелось бы отметить значимость антикоррупционного стандарта ISO 37001 «Система менеджмента противодействия коррупции» в повышении эффективности антикоррупционной среды компаний. Он содержит в себе ряд мер, направленных на вооружение антикоррупционного комплаенса. Уверен, что данный стандарт станет эффективной мерой для устранения злоупотреблений со стороны работников компаний и исключения коррупционных рисков. Поэтому важна направленность к открытому, прозрачному ведению дел и выполнению служебных обязанностей.
Даурен ОМАРОВ,
руководитель управления превенции департамента Агентства РК по противодействию коррупции по Жамбылской области