Все чаще на личные странички газеты в социальных сетях от жителей поступают жалобы, касающиеся незаконной перевозки пассажиров.
Особенно, возмущение вызвало повышение цены за проезд таксистами, которые занимаются перевозкой пассажиров с центра села до центра обслуживания населения и управления государственных доходов с 120 до 150 тенге. Как можно объяснить действия частных перевозчиков, которые сами устанавливают цену за проезд, руководствуясь принципом «сам себе хозяин»? Возникает закономерный вопрос – куда смотрят компетентные органы?
Конечно, данный вид общественных услуг среди населения пользуется спросом. Однако услуги такси до сих пор не урегулированы: состояние автомашин желает оставлять лучшего, водители грубые, далеки от культуры. А если говорить о зарубежном опыте, такси является неотъемлемым атрибутом государства. К примеру, в любом из штатов США то и дело пестрят желтые такси. В Лондоне – такси черного цвета, а в Берлине к вашим услугам круглосуточно такси марки «Мерседес». На каком уровне качество услуг нашего такси? Сейчас в крупных городах, областных центрах идет работа по приведению такси к единому стандарту. На сегодняшний день автомобильное средство, предназначенное для перевозки пассажиров, должно быть оборудовано единым таксометром и иметь квадратные шашки. Однако и в этом деле есть недоработки.
Стоит учесть, что и водитель такси, и его пассажир – простые люди. Большая часть местного населения пользуется услугами частных перевозчиков. Но все же, одним из источников, угрожающих жизни человека, являются эти же автомобили. Если проверить водителей такси, занимающихся частной перевозкой пассажиров, понятно, что у большинства из них не будет разрешения на осуществление данного вида деятельности. Да и сами автомобили не соответствуют требованиям. Удручает тот факт, что многие из таксистов не знают о том, что их действия не законны. Поэтому, чтобы пресечь их незаконные действия, пришло время заняться систематизацией, приведением в порядок услуг такси. И здесь мы не имеем в виду, что всех таксистов нужно проверить и «ликвидировать» их.
У этой палки два конца. На второй чаше весов лежит судьба людей, которые зарабатывают частным извозом на жизнь. Конечно же, для тех, кто узаконил свою деятельность и ведет ее в соответствии с требованиями, ограничений нет. Мы не имеем претензий к тем, кто зарегистрирован на законных основаниях и платит налоги. Главное, чтобы были соблюдены меры безопасности при перевозке пассажиров. Мы признательны таксистам, которые появляются вовремя, когда торопишься. Единственное, некоторые из них сами устанавливают цены и забывают о том, что «клиент всегда прав».
К примеру, скрывать нечего, многие работающие молодые родители возят своих детей в детский сад: утром отвозят, вечером забирают. По дороге с работы они просят заехать в садик, чтобы забрать ребенка, но есть водители, у которых на это есть ответ: «Мы ездим по определенному маршруту», «Если 2-3 ребенка – брать не будем», «Платите за каждого ребенка». Хотелось бы, чтобы водители относились с пониманием.
Еще одна сторона этого вопроса – это состояние автомобилей. Многие из них старые, в такой машине дует со всех щелей. Машина может не доехать до пункта назначения и сломаться в пути. Пассажирам за неимением своей машины приходится смириться с этой ситуацией.
Примеров можно приводить и говорить об этом много. Но итого один – можно было бы в районе узаконить услуги общественного транспорта, который следовал по определенному графику, особенно утром, когда люди торопятся на работу и в вечернее время, по сниженной оплате за проезд. В городах этот вопрос решен положительно, а в сельской местности ситуация прежняя, т.е. организация общественного транспорта – вопрос, требующий решения. Мы еще вернемся к этому вопросу.
Алуа ТУРГАНБАЕВА