Эта история стала семейной легендой для рода Саниязовых.
В семейном архиве у меня хранится поистине исторический документ «Свидетельство о рождении», выданный Народным комиссариатом внутренних дел СССР на имя Клышовой Аскеркуль, родившейся 11 августа 1941 года в селении Касык. Родители Клышовы Саду и Мусулум. Я была долгожданным ребенком – мои родители похоронили четырех сыновей, и через 13 лет родилась я, дочка.
Мой день рождения совпал с днем, когда отец уходил на войну. Вечером к роддому подошла группа людей, среди них был и солдат – мой отец. Он просил показать дочурку, но мне еще и суток с рождения не было, поэтому не разрешили. Тогда он обратился к главврачу – Шуриной Жамиле Конакбаевне. Она вынесла сверток с новорожденной и бережно передала его в руки отца. Он что-то шептал-приговаривал ребенку, вдыхал такой сладкий молочный запах, чуть прикоснулся рукой к нежной щечке. Будто почувствовала малышка родное тепло, волнение отца и тихо пискнула в ответ на скупую ласку.
«Назовите дочурку Аскеркуль – воин, дочь солдата».
«Ты служи, парень, защищай нас от врага. Я присмотрю и за ребенком, и за твоей женой. Возвращайся с победой»… -Шурина сдержала обещание, данное солдату.
Всю свою жизнь она опекала нашу осиротевшую семью – отец не вернулся с войны…
Мы жили с мамой в Касыке, где и работала Шурина. Она бывала у нас дома, поддерживала маму, следила за моим здоровьем. Не часто, но всегда заходила с какими-то продуктами, лекарствами. Для нас она была родным человеком. Заведующая роддомом также относилась ко всем своим пациентам и роженицам. Время было послевоенное, голодное и любая помощь была неоценима. Работала Жамиля Конакбаевна сутками, была единственным гинекологом в районе. На бричках, на перекладных, в любое время суток, в любую погоду ехала к роженице в дальние аулы, на отгоны.
Каждый кордаец, родившийся в 1941-1945 годах и доживший до наших дней, обязан своей жизнью ей – Жамиле Шуриной. За самоотверженную работу в тылу Жамиля Конакбаевна награждена «Орденом Ленина», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», ей присвоено звание «Заслуженный врач Казахской ССР», со временем к ним добавились трудовые награды, Грамоты и Благодарственные письма. Одна из улиц нашего села носит ее имя.
На мою судьбу она оказала большое влияние. Может быть, глядя на нее, я и стала медиком – работала лаборанткой в районной санэпидстанции. Со временем мой супруг, Кани Саниязов, возглавил эту службу. Нам посчастливилось работать с настоящими, преданными своему делу, людьми. Небольшой коллектив, в основном женщины-врачи, но обстановка была почти семейная. Мы общались и внерабочее время, вместе отдыхали семьями, а на работе – строгая дисциплина. Если, к примеру, главврач СЭС устроит кому-то разбор, то потом провинившийся сотрудник со мной не здоровался, не разговаривал. Была у нас техничка, которая меня наставляла уму-разуму: «Не здоровается? Не переживай. Сама всегда поздоровайся с этим человеком, все горести уйдут. Будь выше обид!». Домой с работы, в обеденный перерыв ходила пешком, часто несла сумки с продуктами. Муж-начальник приезжал на машине. «Почему не подвезешь жену?», — спрашивали знакомые. «Машина служебная, не хочу ненужных разговоров, что использую служебное положение в личных целях», — отвечал Кани. И его жизненные принципы у нас в семье не обсуждались. Был он человеком принципиальным, строгим, требовательным. Но к сотрудникам относился, уважая их профессионализм, с доверием, не жалел добрых слов, поощрений. Стаж работы у него в СЭС — 40 лет, бессменно. Я проработала 32 года. Вместе прожили 61 год.
У нас дома, в зале, одна стена посвящена моему супругу – висит большой баннер с фотографиями, начиная со времен его студенчества. Большинство снимков- нашего родного коллектива: на совещании, на Наурыз, рабочие моменты. Это такой подарок к 80-летию Кани сделал наш внук. Я люблю перебирать в памяти родные фамилии. Лидия Ивановна Журавлева, Насихан Байбулатова, Зинаида Ивановна Абадаш, Арменак Вагаршакович Мусаелян (неподкупный пищевик),Райкуль Урманова, Светлана Балпукова, Татьяна Александровна Полищук, Антонина Васильевна Щегай, Галина Ивановна Чернова, Татьяна Ивановна Шатохина, Тамара Николаевна Якубенко, Жора Корпебаев, Булат Зейнуллаевич Тайшибулатов (грамотный эпидемиолог), Назгуль Ташбулатова, Татьяна Ивановна Колодяжная, Валентина Калиниченко, Меизгуль Ашимкуловна Буралкиева, Лидия Ивановна Судник и многие другие -заместители главврача, санитарные врачи, эпидемиологи. Работали не просто на совесть, а с полной отдачей. Это были профессионалы высокого класса. Они и на фотографиях, и в моей памяти сохранились такими же молодыми, красивыми. Как главный санитарный врач Кани Саниязович являлся и наставником. Он не только учил работать и общаться с людьми, но и своим примером подчеркивал значимость и ответственность нашей службы. Знак «Отличник здравоохранения»,Грамоты министерства здравоохранения СССР, многочисленные награды руководства республики, области и района- так отмечена деятельность главного врача районной СЭС.
Мы вырастили пятерых детей. Директор школы, Б.Я.Агапов, как-то спросил меня: «Вы зачем ходите на родительские собрания? Ваши дети прекрасно учатся, да и поведение прилежное. Чувствуется воспитание родителей». А мы их особо и не воспитывали. Сами трудились – на работе, дома, и детей к тому приучали. Я считаю, что в селе нужно держать скот – дети должны питаться домашней экологически чистой едой. Рано утром подою корову и к завтраку подавала детям свежее молоко, супругу кипяченое молоко, шельпеки. Лучшего начала дня и не придумаешь. Обязательно держала кур – свежее яйцо и в тесто для домашнего хлеба пригодится, и в бауырсаки, пироги, салаты. А двор украшала цветочными клумбами. Даже сейчас, когда здоровье позволяет, я ухаживаю за любимыми цветами, кустарниками. Усадьба наша выглядит нарядной в любое время года.
У меня счастливая жизнь. Судьбе угодно было дать мне в супруги замечательного, любящего, настоящего мужчину, главу не только семьи, но и рода. Его родня стала и моей. Выросли дети, сейчас у нас с Кани 14 внуков и 17 правнуков. Ушел из жизни сын Рашид, а через 40 дней покинул этот мир и Кани.
Хочу сказать несколько слов и об отце мужа. Наш сын, Рашид, при жизни сумел в архивах отыскать дело своего деда, Санияза Кульжанова. До войны он работал секретарем райкома партии в Кастеке. По ложному доносу его осудили как врага народа. Пятнадцать минут и приговор: расстрелять! Через десятки лет он был посмертно реабилитирован. Под Алматы есть страшное место, где были свалены в один ров тела тысячи невинных людей, попавших под скорый суд. После реабилитации их останки торжественно перезахоронили. На братской могиле установлен памятник, на котором высечены все имена. Мы каждый год, в день памяти жертв политических репрессий посещаем этот скорбный мемориал.
В канун Дня медицинского работника вспомнились лучшие врачи района. Они заслужили добрые слова в свой адрес, пожелания здоровья и счастья. А те, кто ушел из жизни, останутся в нашей памяти.
Всем медицинским работникам хочу сказать, что за ваш труд, ваш профессионализм каждый пациент желает вам здоровья и благодарит. Верю, их слова дойдут до Всевышнего.
Аскеркуль КЛЫШОВА (Саниязова), с.Кордай