Природа наделила камень особой силой и красотой. Шедевры мировой архитектуры, ландшафтные скульптуры, при виде которых захватывает дух, являются тому подтверждением. Но для того, чтобы обычный гранит превратился в произведение искусства, не обойтись без человеческого таланта.
Евгений Николаевич Шматов о гранитном камне знает практически все. За 30 лет работы с этим материалом он никогда в нем не разочаровывался.
«Природа подарила нам уникальный материал, — делится с нами Евгений Николаевич. — Во-первых, важны его декоративные качества и эксплуатационные особенности. Разнообразная цветовая гамма, высокая прочность — вот что меня привлекает в граните».
Евгений Николаевич еще в 80-е выбрал для себя не самый простой вид деятельности. Нелегкая задача стояла перед молодым каменотесом – ему хотелось не просто научиться этому ремеслу, а стать настоящим профессионалом. Гранитные памятники, их изготовление стали для него экзаменами на мастерство, Мастерство очень тонкое, несмотря на кажущуюся грубость этой работы, ведь каждая допущенная неточность потом будет смотреть на мастера даже спустя много лет.
Шли годы, увлечение переросло в профессию, и теперь Евгений Шматов действующий бизнесмен. Сам Евгений Николаевич не просто руководит, но еще и участвует в производственном процессе. Они вместе с Валерием Игоревич Архиповым творчески подходят к работе. Гранитные памятники, бордюры — это основной профиль деятельности. Но наш герой, как оказалось, со временем настолько увлекся работой с камнем, что вышел за рамки обычного ассортимента изделий. Изумительные вазы, столешницы и даже фонтан из гранита – продукт его таланта и усердной работы.
«Главным толчком стало то, что человеку всегда необходимо совершенствоваться. Уметь делать абсолютно все невозможно, но стоять на одном месте без развития тоже нельзя. Если признаться честно, то, скорее всего, это проверка своих возможностей. О технологии появления скажу так: сначала возникает идея, после рождается образ. Затем все это просчитывается математически, важный момент – поиск подходящего материала. Для каждой задумки мастер должен отыскать свой камень. И только тогда начинается настоящая работа. Одной из первых наших работ стал фонтан с вращающимися шарами. Над ним я работал очень долго. Хотелось, чтобы все получилось идеально, рассчитывал каждую деталь. Шары должны были крутиться под напором воды, и довести это до логического завершения стоило мне немалого труда и времени», — говорит мастер.
Почему именно гранит? Здесь, по словам Евгения Шматова, все просто: «Во-первых, я к нему привык за многие годы работы, за время моего знакомства с этим камнем я убедился в его силе. Он может отстоять агрессивный натиск окружающей среды. А значит, то, что сделано из него, проживет много лет. Что касается спроса, то если говорить о крупных городах, наши изделия пользуются большим спросом. Крупные отели, офисы и частные дома все чаще бывают украшены изысканными статуями, фонтанами из мрамора или гранита. Что касается наших мест, то это пока лишь достояние для меня. Говорить о массовых заказах еще нельзя. Каждое изделие для нас — особенное, и зачастую радует глаз пока лишь определенному кругу людей».
Конечно, главными критиками мастера были и остаются члены семьи. Как признается сам Евгений, первую оценку дают они. И дом свой он украшает скульптурами избирательно.
«Все зависит от настроения. Если что-то в моем воображении рисуется, как неотъемлемая часть, допустим, сада, то тогда мой ответ — да. Просто бывает так, что появилась красивая скульптура, а через некоторое время возникает желание поместить на ее место другую. Так что, постоянного жителя из гранита в моем дворе найти трудно», — делится собеседник.
Были у него и ученики, но никто из них не задержался надолго, так как у наставника нет времени и терпения объяснять азы профессии.
«Когда смотришь на то, что уже получилось, кажется, что все так умиротворяет и успокаивает, а процесс воспроизведения — это огромный труд. Кого-то пугает крепость камня, второму не по силам довольно сложный физический труд. Здесь ведь присутствуют физика и искусство, одновременно. Кроме профессиональных навыков еще и важно иметь нестандартное мышление и, если хотите, богатую фантазию. Многих, пугает большой объем работы, но не все знают, насколько эта работа в дальнейшем оказывается интересной», — подытожил разговор мастер.
Кстати, фонтан с дельфинами, расположенный перед районным Домом культуры, — также творение нашего героя.
В запасе у нашего героя еще немало новых идей, и нынешние его успехи вселяют уверенность, что все планы обязательно реализуются. В мастерской, где он работает вместе со своим напарником, всегда царит атмосфера творчества. И то, что он делает уже несколько лет с большим удовольствием, это, действительно, искусство.
Шолпан САБАНОВА