Каким был Кордай десятки лет назад, какие события хранит в себе история? По моему мнению, этот вопрос волнует каждого, кто живет на Кордайской земле. Недавно мы посетили село Музбель, которое внесло значительный вклад в развитие атомной промышленности в советскую эпоху, и решили поделиться увиденным.
У села Музбель, расположенного в 40 км от районного центра, есть своя история, богата эта земля полезными ископаемыми. В населенном пункте, который находится посередине Кордайского перевала, на высоте 1200 метров над уровнем моря у подножия гор, сегодня есть около 30 домов, недавно отремонтированная дорога и единственный медицинский пункт. Живописную природу дополняет богатый растительный мир. Летом здесь прохладно, а зима известна сильными северо-восточными ветрами. Свидетельствуют об этом невысокие деревья, растущие вдоль дороги с наклоном в одну сторону, а также снежные сугробы повсюду. Так выглядит Музбель сегодня. А каким был потенциал села полвека тому назад и чем отличался он от других населенных пунктов? Какое отношение имеет атомная промышленность и знаменитая дивизия Панфилова к этому селу? Откуда появилось озеро, которое в народе называется «Мертвым»? Ответы на все эти вопросы мы решили поискать в прошлом…
Первое производство урана на Кордайской земле
Конец 1940-х годов. Советским правительством, которое принялось за развитие атомной промышленности в поисках мощных источников энергии, в 1946 году была создана секретная «Волковская» экспедиция. Группа из числа квалифицированных геологов и специалистов различных сфер провела на территории Казахстана в трех направлениях разведывательные работы по урановым месторождениям, и в 1951 году было обнаружено первое месторождение. Это был урановый рудник в Музбеле, который назывался «Курдайское». По словам геологов тех времен, обнаруженная на территории южного Казахстана урановая провинция была признана самым большим урановым запасом. В результате Казахстан стал ведущей страной в части наличия залежей чистого и пригодного к обработке сырья.
«Курдайский уран самый чистый среди тех, что производился на территории СССР. Об этом сохранились воспоминания заместителя директора АО «Волковгеология» В.Северного: «Курдайский уран был самым чистым из того, что добывали в СССР. Поэтому, поначалу и в атомной промышленности, и для атомных бомб, и на Чернобыльской АЭС применялся именно этот уран. Самый большой запас урана в мире расположен именно на этом участке». Как вы заметили, мы не случайно начали статью со слов о том, что Музбель внес вклад в развитие атомной промышленности. Создание населенного пункта и его развитие тесно связано с производством урана.
1952 год. После открытия месторождения в Музбель стали отовсюду привлекаться специалисты и жизнь в селе возродилась. Поначалу геологи и шахтеры жили в палатках и фанерных домиках, сталкиваясь с сильными ветрами перевала, впоследствии для них были построены дома. В селе появились общественные места, начали возводиться социальные объекты. Согласно некоторым источникам, для работ по раскопке карьеров и шахт были привлечены лица, отбывающие наказания в исправительных учреждениях. Рабочим приходились работать по 14 часов в сутки без выходных. И зимой, и летом работа выполнялась вручную. Техники не было, вместо этого были телеги запряженные ишаками. Говорят, что на этой земле умерло немало шахтеров и заключенных в полосатой робе. Но, такому утверждению нет конкретных фактов. Однако на горной равнине в северно-восточной части от шахты есть нагромождение огромных валунов, по некоторым источникам они могут быть надгробиями. Количество выстроенных в один ряд крупных валунов превышают сто штук (на фото).
Вот что рассказывал об этом представитель «Волковской» экспедиции, геолог В.Северный «…Условия работы и жизни на рудниках были страшно тяжелыми. Холодно, снега много. Для того, чтобы люди на заблудились в буран, приходилось протягивать железный канат между селом и шахтой. К примеру, для добычи 1 килограмма чистого урана приходилось перерыть 1 тонну земли, а для работы одного реактора требовалось 50 тонн урана. И по этому можно определить объем работы и ее тяжесть. Конечно же были человеческие потери, зачем скрывать. И если «геологам» в полосатой робе приходилось работать из-под палки, то в отличие от них волковцы истязали себя добровольно, за идею». Но эти слова так и не раскрыли тайну, которые хранят в себе эти валуны. Однако, смертность здесь стоит связывать не с радиацией, исходящей от урана, а от отсутствия условий и тяжести работы. Уран пока не пройдет специальную обработку, т.е. в спокойном состоянии безвреден для организма человека и окружающей среды. Опасность представляют продукты распада урана: радий и радон. Специалисты, понявшие это, несмотря на трудности, повысили темп производства серого «топлива» и в течение более 10 лет приняли активное участие в обеспечении бесперебойной работы атомного промышленного комплекса.
К сожалению, время не стоит на месте. Со временем советская власть признала производства урана нерентабельным и в 1967 году работа рудника была прекращена. Спустя год, в соответствии с требованиями того времени, были ликвидированы устройства и объекты, и забетонированы входы в шахты, протяженностью в десятки километров. Но во внимание не был принят вопрос санирования окружающей среды. В связи с этим, не так давно были исследованы плодородный слой почвы и состав воды, и в рамках государственной программы «Халық денсаулығы» была проведена работа по переконсервации месторождения, санации окружающей среды, а также по созданию санитарно-защитной зоны. В результате фон радиации на территории села достиг нормального уровня, и жителям была предоставлена возможность безопасного проживания здесь. В этой связи нельзя не упомянуть о «Мертвом озере» (на фото). Это красивейшее озеро образовалось естественным путем после консервации уранового карьера и шахт. По словам местных жителей, глубина озера составляет более 150 метров. Длина с востока на юг 570 метров, ширина около 200 метров. Это – прекрасный дар природы. Однако, ни купаться, ни отдыхать здесь нельзя, озеро огорожено колючей проволокой.
Место дислокации Панфиловской дивизии
После консервации урановых шахт жизнь в Музбеле не остановилась. С середины 70-х годов и до конца 80-х годов здесь располагался 23 полк 8 гвардейской стрелковой дивизии им. Панфилова. В большом гарнизоне были несколько воинских частей: артиллерийский и танковый полк, мотострелковый, зенитный и саперный батальоны. В то время количество населения Музбеля превысило 10 тысяч человек, были построены школа имени Чехова, двухэтажные дома, несколько детсадов, а также проложены ровные дороги.
«Здесь я родился, вырос, окончил школу. Как только закончились работы по производству урана, здесь был создан гарнизон. Вы не поверите, но тогда наш Музбель начал расправлять крылья, расцвел. В селе был построен центральный парк, центральная баня и централизованная система водоснабжения. Жилые дома и воинские части были однотипные. Дороги ровные, бордюры побеленные, не было ни одной соринки. Изобилие товаров было в наших магазинах. Были в нашем селе и музей Героя Советского Союза, панфиловца В.Клочкова, военный завод и филиал банка. К сожалению, ничего не осталось…», — вздыхает житель села, пенсионер Б.Кумисбеков. Причины грусти в словах аксакала вполне понятны. Конечно, жаль, что когда-то процветавшее село внезапно исчезло. Мы нашли на просторах интернета воспоминания военных офицеров и солдат, проходивших службы здесь в разные годы и решили представить вашему вниманию без изменений.
В.Королев, Москва: «Никогда не забуду дни, когда проходил воинскую службу в Кордае. Это были самые лучшие дни. Несмотря на то, что я сейчас живу в Москве, мой почтовый адрес: «4312. Бетпакдала –Курдайский перевал, моей малой Родиной останется Кордай».
А.Соколенко, Химки: «В 1972 году я исполнял свой воинский долг перед Родиной в воинской части 18736. Знаю, вместе с распадом Советского Союза, гарнизон был расформирован и перенесен. Как бы то ни было, хотелось бы окунуться в прошлые дни, посетить «Мертвое озеро» и посмотреть звенящие горные родники. Скучаю по гостеприимству и отзывчивости казахов».
В.Петкус, Латвия: «В 1986-1988 годы жил по улице Фрунзе. Зима холодная, вьюжная, но эта земля особенная. Когда приходит весна все вокруг расцветает и превращается в сказку. Да, место на земле примечательное. Абрикосы, яблочки, тюльпаны, все в памяти осталось на всю жизнь».
Г.Кулеев, Польша: «До сих пор помню каждый уголок гарнизона. Школа №4 имени Чехова, библиотека, столовая, центральная баня, строевая площадка, казармы и части, памятник панфиловцам, пропускной пункт при въезде в городок».
Источник альтернативнойэнергии
Несколько лет назад в селе был построен медицинский пункт на 5 посещений, в прошлом году в рамках государственной программы «Нұрлы жол» была отремонтирована въездная дорога в село. А место урана, которое применялось для атомной промышленности, занял источник возобновляемой энергии – ветряные электростанции. Так, был найден способ извлечения пользы от сильного кордайского ветра, непрекращающегося зимой и летом. Сегодня здесь стоят около 50 ветряных электростанций ТОО «Vista International», «Ветро Инвест» и «Изен су». Каждая установка высотой 60 метров весит 180 тонн, а производительная мощность составляет 50 миллионов кВт/час. Благодаря этому снизилась зависимость региона от импорта электроэнергии, открыты десятки новых рабочих мест. Согласно сведениям метеостанции «Музбель» ветер со скоростью 7-10 м/с наблюдается здесь 12 месяцев в год. А это значит, что благодаря кордайскому ветру, который был воспет акыном Кененом Азербаевым, на протяжении веков будет производиться экологический чистый и безвредный альтернативный источник энергии.
Алибек ОСПАНОВ