Традиционные ценности ислама сформировали могучую исламскую современную цивилизацию, в которую входят очень много государств и стран. Исламская цивилизационная идентичность мусульман укрепляется гражданской национальной идентичностью и религиозной культурной идентичностью. В этой единой связке культурных ценностей и самоопределения мусульман заключается условие культурной целостности и фундаментализма, незыблемости традиционных ценностей.
Сохранение традиционных ценностей ислама в культуре и исторической роли ислама Центральной Азий является одна из основных цивилизационных задач. Реализация этой задачи позволяет нам в условиях вызовов глобализации сохранить культурный суверенитет и духовную безопасность нашего народа, укрепить ее духовный потенциал. Мы видим, что мусульманская культура сформировалась в результате взаимодействия культур различных народов, обратившихся в ислам. Каждый из них внёс свой вклад в развитие исламских традиций и обычаев, общественных норм и устоев.
Нужно отметить, что традиционные духовные ценности культуры ислама создают основу интернациональной дружбы между всеми народами в нашей стране, ведь прямой путь ислама состоит в том, чтобы стать надежным проводником для всех братских народов в нравственном служении Всевышнему Аллаху.
Всевышний Аллах в Священном Коране во втором аяте суры «Майда» призывает всех людей: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» Сура Майда, 2 аят.
Сохранения дружеских отношений между людьми, является основой исламских принципов, поэтому каждый мусульманин должен всегда стремится с уважением относится к людям разных национальностей и вероубеждений. В исламе говорится, что мусульмане всегда старались и стараются быть праведными перед Всевышним Аллахом, что не мешает быть честными, благородными и надежными с людьми других культур или вероисповеданий.
Духовный потенциал нашей религии является основой в реализации исторического предназначения исламского мира, условием цивилизационной модернизации общества на пути служения высшим ценностям. Защита и сохранение традиционных ценностей ислама, а также культуры, традиции и менталитета народов Центральной Азии является сохранением исламской современной цивилизации. Мусульманская культура гуманистична, ибо человек является её главной ценностью и средством. Ислам призывает к тому, чтобы все наши поступки были направлены на обеспечение мира и согласия, счастья и процветания всего человечества.
Человек должен быть добрым и справедливым по отношению к другим людям. Доброе и правильное отношение к другим, это то, что действует эффективней многих слов и наставлений. Люди могут забыть слова, которые вы им сказали, но долгое время будут помнить доброе отношение к ним. Быть снисходительным и терпеливым к другим в своих отношениях, брать пример с самого Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) – это основа взаимоотношений в исламе. Как сказано в Священном Коране о качествах нашего любимого Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Прости же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих» Сура Али Имран,159 аят.
Духовные и религиозные ценности ислама по своей природе способны значительно продвинуть нас в постижении этого феномена — внутреннего мира человека. В основе любой религии лежит способность человека отойти от суетливой спешки, вернуться к пройденному, обратить внимание, совестливо и тщательно вдуматься в то, что по-настоящему серьезно. Традиционные исламские ценности и смыслы, лежащие в основе национальной культуры, ядром которой является ислам, настаивают на духовном становлении человека как на сущностном, соответствующем его природе восхождении. Это конкретизирует мировые общечеловеческие ценности и питает гуманистические идеалы мусульманского общества.
Нужно сказать, что истоком традиционных духовных ценностей любой национальной общности являются религиозные представления как наиболее устойчивые мировоззренческие ценности наций, народов, отдельных индивидуумов. Традиционные духовные ценности ислама имплицитно лежат в основе мировых образовательных систем, придавая им устойчивость, определяя их самобытность, культурно-мировоззренческое своеобразие. Через систему образования традиционные духовные ценности нашей религии, несущие основной фонд представлений о духовно-нравственном развитии подрастающих поколений, в течение длительного периода формируют педагогические концепции и сохраняют свое значение до настоящего времени, в том числе в мусульманских государствах с самой передовой экономикой, наукой и технологиями.
Мусульманский современный мир, где верующие люди стараются быть богобоязненными и праведными, совершают благие и добрые дела – будет всегда по-своему приносит мир и согласие всем людям на земле. Наш любимый Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Что, тот верующий человек, который ищет дружбы и согласия с другими и принимает дружбу сам, приносит благо, и далее сказал, и нет блага в том, кто не может сдружиться с другими и с кем невозможно сдружиться, а лучшие из людей – те, которые наиболее полезны людям». Этот хадис приводит ученый ат-Табарани.
В мусульманском мире особое внимание уделялось повышению качества жизни, распространению грамоты и знаний, развитию системы здравоохранения, обеспечению и защите прав человека. Одной из важнейших ценностей в исламе считалась душевная гармония, без которой немыслимы ни личное счастье, ни общественное благополучие.
Мы видим, как в Священном Коране Всевышний Аллах возложил на человека ответственность за благоустройство земного мира, наделил его правами наместника, вдохновил на пользование всеми благами, какие есть на земле и в её недрах, чтобы человек мог прожить достойную жизнь, поклоняясь Аллаху и указывая путь грядущим поколениям. Для достижения этой цели человек нуждается в глубоких знаниях, и поэтому ислам придаёт огромное значение изучению и религиозных, и светских наук.
Мы не должны забывать, что мусульманская культура, это культура знаний и просвещения. Исламское вероучение пробуждает пытливые умы и вдохновляет учёных на передачу знаний молодому поколению, обещая им признание и добрую молву в этом мире, а также щедрую награду в будущей жизни. Мусульмане во все времена уделяли внимание развитию общественной и философской мысли, легко усваивали достижения других цивилизаций и вносили свой вклад в мировую науку.
В книгах, которые написаны учеными исламского мира, мы часто слышим следующие слова, что всем нам необходимо учиться разговаривать с носителями мусульманской традиции, учиться понимать и быть понятыми. Только на этом пути мы откроем для себя подлинное богатство исламского мировосприятия и завяжем плодотворную беседу с современной мусульманской культурой.
Нурлан КАЙРБЕКОВ, доктор PhD религиовед, исламовед, заведующий отдела религиозной экспертизы ДУМК
muftyat.kz