Сортобинский предприниматель Шерба Вошанло – владелец небольшого цеха по производству пластиковых окон и дверей. Бизнес, который он открыл 3 года назад, сейчас процветает без рекламы. Успешность своего бизнеса Шерба связывает с высоким качеством работы. В цехе, расположенном в центре села, работают два человека, в будущем предприниматель планирует увеличить штат.
Шерба Вошанло занимается изготовлением окон с 2022 года. Раньше он работал по найму, а накопив опыт, открыл собственный цех.
В цехе, помимо самого Шербы, трудятся еще два работника – Гащим и Расул. Несмотря на небольшую команду, они справляются с большим объемом работы. В день производят от 5 до 10 окон, а на выполнение одного заказа (к примеру, окон на целый дом) уходит около трех дней. Важно отметить, что команда Шербы подходит к каждому заказу индивидуально. Они сами выезжают к клиентам, производят замеры и учитывают все пожелания заказчика. Единственный случай, когда им приходилось переделывать работу – это когда клиент изначально дал неверные размеры, что, впрочем, вполне объяснимо.
География заказов Шербы распространяется далеко за пределы Сортобе. Его клиентами становятся жители соседних сел, даже из Кордая. Окна и двери от Шербы можно увидеть не только в частных домах, но и в магазинах, а также в различных организациях. Заказывают, как правило, комплектами на дом. Единственное время года, когда наблюдается снижение заказов – это зима. Однако и в этот период клиенты часто обращаются к мастерам цеха, чтобы заранее забронировать заказ на весну.
«Мы работаем в этом цехе уже три года. Сейчас здесь трудятся два человека: один занимается изготовлением окон и дверей, второй – доставкой и установкой. В будущем я планирую увеличить штат, и, конечно, нужен будет цех побольше», – рассказывает Шерба.
Окна и двери предприниматель изготавливает по предварительному заказу и требует от сотрудников качественной работы.
«У каждого дела есть свои нюансы. В cамом начале в бизнесе все кажется трудным, особенно когда вы уходите из найма в свободное плавание и покидаете зону комфорта. У тебя появляется главная забота: «Как и где найти заказ?». Постепенно мы для себя решили эту проблему, потому что главное – изготавливать качественную продукцию. Если бы наши окна были плохими, к нам не пришли бы новые клиенты. Поэтому мое главное требование к сотрудникам – работать слажено и качественно», – говорит Ш.Вошанло.
По его словам, с момента запуска бизнеса он не вкладывал деньги в рекламу. Все клиенты приходят к нему благодаря «сарафанному» радио.
«Каждый клиент, которому мы устанавливаем окна, приводит нам еще одного клиента, рекомендует нас знакомым. Если мы хотя бы раз сорвем сроки выполнения заказа или некачественно сделаем работу, то, считайте, потеряем около 10 клиентов. К счастью, моему бизнесу реклама не нужна. Вот недавно, например, поступил заказ из Кордая. Это подтверждает то, что наша стратегия верная», – пояснил предприниматель.
Шерба Вошанло считает, что при открытии бизнеса не нужно бояться. Если у вас есть цель, то решение проблемы обязательно найдется.
По словам предпринимателя, основная сложность в бизнесе – нехватка кадров, которых также нужно обучать тонкостям работы с пластиковыми изделиями.
«Найти сотрудника очень сложно, и эти поиски требуют времени. Это полдела, затем нужно будет обучить его изготавливать товар. Все это отнимает время и силы. Когда заказов очень много и Гащим с Расулом не успевают, сам приступаю к делу. Мы все еще находимся в процессе развития, но по сравнению со стартом, и я как предприниматель, и мой бизнес, конечно, вышли на качественно новый уровень. Клиентов тоже становится больше», – рассказывает предприниматель.
Шерба называет конкуренцию фактором, дающим большой импульс развитию его бизнеса. Он считает, что там, где есть конкуренция, есть и движение вперед.
«Мы не сравниваем себя с другими. Все зависит от качества работы. Предпринимателей, которые, как я, изготавливают окна и двери, очень много. Мы обязаны выполнить работу в срок, изготовить и установить качественное изделие – это прописано в нашем договоре, что являются главными критериями наших услуг. Чтобы быть конкурентоспособным, нужно не стоять на месте, не бояться провалов, быть готовым к трудностям», – говорит Шерба Вошанло.
Он отметил, что совершал ошибки на своем предпринимательском пути. Однако, по его словам, ошибки и провалы не должны останавливать предпринимателя, все нужно превращать в опыт.
«Сейчас мой бизнес вышел на стабильный уровень. Дохода достаточно, чтобы прокормить семью. Конечно, были трудности на этом пути. Каждая из них, несомненно, влечет за собой расходы, например, иногда по незнанию, мы могли сделать окно не по размеру. Поэтому, мой первый совет тем, кто решил заниматься бизнесом – если задумал открыть дело, действуй быстро и бесстрашно. Есть много примеров, когда люди, однажды споткнувшись, не решаются двигаться дальше. Но если извлекать из ошибок урок, то в будущем их не допустишь», – посоветовал предприниматель.
Наш герой подчеркивает, что возраст человека не является препятствием для открытия бизнеса, и считает, что пора отказаться от стереотипа о том, что предпринимательство – дело только для молодежи.
«В наше время можно заниматься любым делом, которое задумал. Для этого есть все необходимые ресурсы и доступ к знаниям. Мне кажется, что следует избавляться от любых стереотипов, я считаю, что предпринимательство доступно и молодым, и пенсионерам. Достаточно разработать конкретный план и следовать ему. Главное – заниматься тем, что хорошо умеешь, что тебе по душе, и двигаться к поставленной цели», – заключил Ш. Вошанло.
Мадина УЗБЕКОВА