АХМЕТ БАЙТУРСЫНОВ: КАЗАХСКИЙ КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ

0

АХМЕТ БАЙТУРСЫНОВ (1873-1938) родился в Тургайской области. В 13-летнем возрасте он пережил тяжелое потрясение, которое во многом определило его дальнейшую судьбу.
В 1885 году его отец Байтурсын Шошакұлы, будучи человеком с обостренным чувством достоинства и справедливости, в ответ на оскорбления начальника Тургайского уезда полковника Яковлева, избил его. В наказание колониальная администрация сослала Байтурсына Шошакұлы и старшего сына Актаса в Сибирь на каторжные работы сроком на 15 лет. Супруга Актаса поехала в Сибирь вслед за мужем и свекром. Там она зарабатывала тем, что, обрабатывая шкуры пушных зверей, шила шапки и сапоги. На заработанные деньги она покупала еду, необходимые вещи, и тем помогала своему мужу и свекру. Спустя год после осуждения отца и старшего брата Ахмет, выполняя волю отца, поступил в Тургайское двухгодичное русско-казахское училище. Обучение он продолжил в Оренбурге в казахской учительской школе, которую закончил в 1895 г. Ахмет поставил перед собой задачу – способствовать просвещению своего народа. Позже он писал: «Чтобы не отстать от других, мы должны быть образованными и сильными. Для того, чтобы иметь знания, необходимо учиться. Чтобы быть богатым, нужно иметь дело. А для могущества необходимы единство и сплоченность».
Он начал с открытия школы в ауле бая Ахметкерея Конысбаева, затем он открыл школу в ауле Аманкарагай. Открытие и создание нового для своего народа станет делом жизни Ахмета Байтурсынова. Это будет касаться языка и реформированной письменности, разработки лингвистической терминологии на казахском языке и педагогики, общественно-политической мысли и антиколониальных идей. В 1901 году пересеклись пути Ахмета Байтурсынова и Алихана Букейханова. В это время Ахмет на непродолжительный период оказался в Омске, где жил и работал Алихан, только вернувшийся из своей экспедиции по исследованию степных областей. Общность взглядов и стремление служить народу связали эти две незаурядные личности. Свою дружбу они пронесли через всю жизнь, поддерживая друг друга и в борьбе, и в годы тяжелых испытаний. До 1904 года Ахмет Байтурсынов работал в школах Актюбинского и Кустанайского уездов. Когда в 1904 году в Каркаралинске открылось двухклассное русско-киргизское училище, он был принят на работу в качестве заведующего. Он много ездил по аулам, знакомился с людьми, и призывал их отправлять детей на учебу.
В июле 1905 года А. Байтурсынов стал инициатором встречи на Кояндинской ярмарке А. Букейханова, М. Дулатова, Ж. Акпаева и других образованных казахов. Ими была составлена Каркаралинская петиция, которую подписало 14500 человек. Она требовала прекращения практики изъятия земли у казахов; остановку переселения крестьян из России; учреждение народных земств; ведение делопроизводства и суда на казахском языке; открытие казахских газет, образовательных учреждений и интернатов при них; свобода вероисповедания и т.п. Петиция была поразительно прогрессивной и свидетельствовала о наличии четкого представления о путях развития.
17 октября 1905 года вышел Манифест Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка». Он провозглашал гражданские свободы: личности, совести, слова, собраний и союзов. Кроме того, учреждался новый представительский орган – Государственная Дума, а граждане получали избирательные права. В декабре 1905 года в Уральске на съезде пяти областей А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, А. Беремжанов, М. Тынышпаев и другие создали казахский филиал Конституционно-демократической партии (кадеты). Программа партии была напечатана в уральской газете «Пикир» 25 декабря 1905 года.
Активность А. Байтурсынова не осталась незамеченной. В 1907 году он был арестован и помещен в Каркаралинскую тюрьму. Его освободили, но на этом дело не закончилось. В 1909 году он издал «Қырық мысал» («Сорок басен»), в который иносказательно подверг критике колониальную политику царизма, произвол чиновников на местах. Он переводил и перерабатывал басни Эзопа, Лафонтена, Крылова, а также создавал оригинальные сюжеты. 1 июля 1909 г. А. Байтурсынов был арестован и посажен в Семипалатинскую тюрьму, но официальное обвинение ему предъявлено не было. Степной генерал-губернатор отправил телеграмму министру внутренних дел в Петербург с просьбой продлить арест А. Байтурсынову, задержанному «за противоправительственную агитаторскую деятельность на почве сепаратизма». О его задержании писали столичные и провинциальные газеты. В российской газете «Речь» появилась статья члена Госдумы Н. Скалозубова о том, что поэта держат в заточении без предъявления ему обвинения. Спустя несколько месяцев после задержания, бюрократическая машина была приведена в действие. В качестве «преступлений» А. Байтурсынову вменяли его участие в 1905 г. в создании петицию царю, знакомство с членом I Государственной Думы А. Букейхановым и выборщиком Я. Акпаевым, а также отсутствие патриотизма во время русско-японской войны. Согласно Степному положению 1891 г. генерал-губернатор был наделен полномочиями высылать политически неблагонадежных «инородцев» на срок не свыше 5 лет. Так появляется решение «О воспрещении Акпаеву, Байтурсынову, Букейханову, Акаеву, Раимбековым и другим жительства в пределах Степного края» (Удербаева С. К. Казахстан в период Великой российской революции 1917 г. // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2018. – Т. 18. – № 1.). Спустя восемь месяцев после ареста А. Байтурынова освободили с требованием покинуть Семипалатинск в течение недели и жить за пределами Степи пять лет. Он переехал в Оренбург, где проживал до конца 1917 года.
Здесь начинается один из самых плодотворных периодов его жизни. Он проявляет себя незаурядным ученым-лингвистом, ярким публицистом, зрелым политиком. Он взялся за реформирования казахской письменности, создав алфавит из 24 букв, которые точно передавали фонемы, что обеспечило гораздо более краткие сроки освоения навыков чтения, до шести-семи месяцев. Азбука А. Байтурсынова будет официально утверждена в 1924 году. После смены графики на латиницу, а затем на кириллицу, новаторская работа А. Байтурсынова стала невостребованной, однако ею по сей день пользуются казахи, проживающие в Китае, Иране, Афганистане. Он создает один из первых букварей «Оқу құралы» (1912 г.), который выдержал несколько переизданий. В первом пособии по казахскому языку «Тiл құрал» (1914-1916) содержались определения основных понятий лингвистики. Разделам грамматики – морфология, фонетика, синтаксис – он посвятил отдельные главы. Научная терминология, разработанная А. Байтурсыновым для грамматики, используется до сих пор. Призывая стремиться к образованию, А. Байтурсынов обращался и к образованной части народа: «Неужели вас обучали для того, чтобы вы сделались просто чиновниками? Знаете ли вы, на какие средства вы обучались? Разве не видите вы, что тот народ, сынами которого являетесь вы, угнетен, изнурен, обездолен и гибнет в беспощадных тисках нужды, нищеты?» А. Байтурсынов создал образцы высокой гражданской поэзии (сборник «Маса»), говоря о человеческом достоинстве, свободе, разоблачая в своих стихотворениях пороки современников. Этот пафос сохранялся и в его публицистике. В 1913 году произошло знаменательное событие. А. Бокейханов, А. Байтурсынов и М. Дулатов стали издавать в Оренбурге первую общенациональную газету «Қазақ», которой суждено было сыграть значительную роль в просвещении народа.
После издания 25 июня 1916 года указа «О реквизиции на тыловые работы инородческого мужского населения» А. Байтурсынов со своими единомышленниками пытался убедить колониальную администрацию провести предварительно разъяснительную работу среди населения. Они предупреждали власти о том, что возможна эскалация конфликта. Так и произошло. 8 июля 1916 года А. Байтурсынов выступил с разъяснением указа и предложил созвать всеказахское совещание с целью разработки разумных механизмов призыва и обеспечения его реализации без нарушений и злоупотреблений на местах. 7 августа 1916 года в Оренбурге на совещании, посвященном вопросам призыва, были озвучены факты злоупотреблений и насилия власти, чрезмерность силовых мер с привлечением казачества. Делегаты съезда разработали предложения, состоящие из 18 пунктов, в числе которых – разъяснительная работа с населением; проведение мобилизации частями в течение продолжительного времени по мере необходимости; создание условий, необходимых для функционирования хозяйств; обеспечение участия уполномоченных от населения, направление с мобилизованными казахами, владеющими русским языком, и другие.
Кроме того, в воззвании «К гражданам Алаша» А. Байтурсынов, А. Букейханов и М. Дулатов обращались к национальной интеллигенции с призывом сопровождать на тыловых работах казахов, не владеющих русским языком. На этот призыв откликнулись учителя и студенты. Обращение национальных лидеров нашло понимание в ряде волостей и уездов. Если бы царская администрация прислушалась к предложениям казахской интеллигенции, то кровопролития можно было бы избежать. Но этот шанс был упущен.
После февральской революции на Тургайском областном съезде Ахмет Байтурсынов призвал к поддержке Временного правительства, необходимости сохранения порядка и спокойствия. А 21 июля 1917 г. на состоявшемся в Оренбурге I Всеказахском съезде, он стал одним из инициаторов партии «Алаш».
После октябрьского переворота и свержения Временного правительства была провозглашена автономия Алаш на II Общеказахском съезде (5-13 декабря 1917 г.). На съезде была принята программа партии, проект которой заблаговременно был опубликован 21 ноября в газете «Қазақ». Программа состояла из 10 параграфов, первый из которых гласил: «Россия должна быть демократической, федеративной республикой. Каждое государство, входящее в Федеративную Республику, являясь самостоятельным, действует в единении с другими государствами – членами федерации». Тогда же было сформировано временное правительство – Народный Совет. В правительстве Алаш Байтурсынов ожидаемо занял должность комиссара образования. Перед ним стояла задача организовать учебный процесс и сделать все необходимое для обеспечения его учебными программами и учебниками. Ахмет Байтурсынов возглавил список кандидатов во Всероссийское Учредительное Собрание от партии «Алаш». В 1918-1919 годы А. Байтурсынов работал в Тургайском областном земельном управлении. Его, человека далеко не военного, привлекли к работе при штабе.
В марте 1919 года после долгих безрезультатных переговоров алшордынцев с разными политическими силами, Байтурсынов едет в Москву для переговоров с большевиками в надежде добиться твердого положительного ответа на главное условие правительства Алаш – признание казахской автономии. Как известно, условие об автономии было принято, за этим последовало признание алашордынцами советской власти. Большевиками была объявлена амнистия членам партии Алаш-Орда. 10 июля 1919 года был организован Революционный комитет по управлению Киргизским (Казахским) краем, а 24 июля Ахмет Байтурсынов был назначен одним из его семи членов.

Он заведовал отделами внутренних дел и социального обеспечения. В этом качестве он сделал многое для прекращения военных действий в Степи, разработки документов о статусе автономии республики, принимал участие в процессе определения территориальных границ.
Газета «Қазақ» была закрыта в первые же месяцы установления советской власти. Для объяснения происходящих в Степи последних двух лет событий и мотивов принятия советской власти Ахмет Байтурсынов 3 августа 1919 года опубликовал в газете «Жизнь национальностей» развернутую статью «Революция и киргизы». В ней автор пишет: «Насколько понятнее была киргизам Февральская революция, настолько же непонятной показалась им Октябрьская революция. С какой радостью встретили они первую революцию, с таким же ужасом пришлось им встретить вторую. Первая революция была правильно понята и с радостью встречена киргизами потому, что, во-первых, она освободила их от гнета и насилий царского правительства и, во-вторых, подкрепила у них надежду осуществить свою заветную мечту – управлять самостоятельно. То, что вторая революция показалась киргизам непонятной объясняется просто: у киргизов нет капитализма, ни классовой дифференциации; даже собственность у них не так резко разграничена, как у других народов…» (Движение Алаш. Сборник материалов судебных процессов над алашевцами. В 3-х т. Т.1: Документы, допросы и ответы. Синхронные переводы. Материалы судов. Конфискованные письма. – Алматы: ФФ «Ел-шежіре», 2011. – С. 142).
Он пишет: «Однако появление Колчака с тенденцией монархической власти заставило нас подумать о той и другой власти, и мы ˂…˃ предпочли перейти на сторону Советской власти, хотя последнюю мы по действиям местных большевиков представляли себе не в очень привлекательном виде» (Там же. – С. 144). Шел 1919 год, до начала массовых репрессий оставалось десять лет. А пока алашордынцы стараются наладить жизнь в республике. В качестве члена Казревкома А. Байтурсынов принимал участие в установлении границ между Казахстаном и Россией, был членом Полномочной комиссии по определению южных границ Казахстана.
В апреле 1920 года А. Байтурсынов вступил в компартию. Он пишет Ленину, призывая проводить разумную национальную политику, которая бы учитывала особенности народов Востока, сохраняла их самобытность, также указывает на ущемление интересов Казахстана в ряде принимаемых решений.
Тем временем в стране все стремительнее распространялся голод. Введение политики «военного коммунизма» и мероприятий по продразвёрстке привело к отъему «излишков» зерна. В Казахстане, за неимением большего запаса пшеницы, конфискации подлежал в основном скот. Это встречало вооруженное сопротивление и приводило к откочевке населения. Голод в 1921 году принял угрожающие масштабы. А. Байтурсынов находился в Оренбурге. Бывшие алашордынцы бросили все силы на борьбу с голодом и пытались организовать помощь пострадавшим районам. А. Байтурсынов написал воззвание, предупреждая о последствиях голода, и предлагал действенные меры по борьбе с ним. В 1929 году Байдильдин на допросе сказал: «В ряде губерний Казахстана (Уральск, Тургай, Кустанай, Акмолинск и др.) начался голод… Байтурсунов составил от имени комиссии большое воззвание к казахскому населению и принес его мне для опубликования в «Ен.К.» ˂…˃ но когда я ознакомился с содержанием воззвания, у меня желание печатать совершенно отпало. Воззвание было какое-то тенденциозное. Оно значительно преувеличивало состояние голода и не совсем правильно указывало на действительные причины, вызвавшего его (голод). В заключительной части воззвания был призыв к казахской интеллигенции, то есть лучшей части народа организованно выступить на борьбу против голода, и тут же указывались методы (мобилизация всей интеллигенции, повсеместный сбор пожертвований, переброска их в голодающие районы и т.д.) ее борьбы. Я решил не опубликовывать его…» (Там же. – С. 385-387).
Воззвание Ахмета Байтурсынова не было опубликовано. Что касается его «значительного преувеличения состояния голода», то в начале 1920-х годов казахи потеряли от голода около 1 миллиона человек. Вероятно, объяснение причин голода, выдвинутое А. Байтурсыновым, активность алашордынцев, бросившихся на спасение своего народа, а значит, и фиксация ими происходящего, заставила большевиков пересмотреть свое отношение к ним.
Во время чистки компартии осенью 1921 года А. Байтурсынов был исключен из ее рядов. Претензии к нему заключались в следующем: не платил взносов, не посещал собраний и в прошлом участвовал в организации Алаш-Орды. Отметим, что после объявления амнистии бывшим алашордынцам не прошло и двух лет.
Сразу после этого его перевели на должность заместителя наркома просвещения, а уже в 1922 году А. Байтурсынов ушел с должности. Он посвятил себя научно-педагогической деятельности. Будучи председателем научно-литературной комиссии при Наркомате просвещения КАССР, А. Байтурсынов преподавал казахский язык и литературу в Казахском институте народного образования (1921-1925 гг., Оренбург). Затем – в Казахском пединституте (1925-1928 гг., Ташкент). За этот краткий период он создает монографию «Литературоведение» (1926 г.) – первую теоретическую работу по истории казахской литературы, попутно он разработал и ввел в научный оборот филологическую терминологию на казахском языке. Он издает фольклор: сказание «Ер Сайын» (1923 г.), сборник «23 жоқтау» (1926 г.). Составляет несколько пособий для детей. В июне 1924 года в Оренбурге А. Байтурсынов участвовал в первом съезде казахских научных работников.Он принял участие в работе съезда тюркологов, проходившего в Баку с 26 февраля до 5 марта 1926 года. Байтурсынов вошел в президиум съезда, а также был включен в комиссию по вопросу о методах преподавания родного языка и в комиссию по проведению 500-летнего юбилея Навои. Он выступил с двумя докладами: об орфографии и о принципах создания терминологии на казахском языке. В октябре 1928 года он переезжает в Алма-Ату и становится профессором кафедры казахского языка и литературы открытого в этом же месяце Казахского педагогического института. 2 июня 1929 года писатели А. Байтурсынов, Ж. Аймауытов, поэт М. Жумабаев были приглашены на совещание литераторов и журналистов в Кзыл-Орду. Там же они были арестованы. А. Байтурсынова обвинили в создании в 1921 году в Оренбурге контрреволюционной группировки, в связи с пантюркистским движением, в подготовке восстания в Степи. Через 10 дней после ареста его увольняют с работы. 20 июня во время обыска были конфискованы тетради, рукописи, письма, блокноты с записями А. Байтурсынова.
В рамках дела алашордынцев было арестовано 44 человека. Содержали их в Бутырской тюрьме в Москве. А. Байтурсынову вменялось в вину то, что в 1926 году, участвуя в работе съезда тюркологов в Баку и встречаясь с зарубежными учеными, он якобы пытался через них наладить связь Мустафой Шокаем. Следствие заостряло внимание на литературной и просветительской деятельности алашордынцев. Их также обвиняли в том, что они, несмотря на объявленную им амнистию, сохранили контрреволюционное ядро и продолжали свою антисоветскую деятельность. 4 апреля 1930 года гуманисту, ученому, просветителю А. Байтурсынову было предъявлено обвинение в подготовке вооруженного восстания в Степи. Пункты 58 статьи, вмененные ему, следующие: 58-2 – вооруженное восстание; 58-4 – оказание помощи международной буржуазии; 58-11 – организационная контрреволюционная деятельность. А. Байтурсынов вины не признал. Постановлением Коллегии ОГПУ от 4 апреля 1930 года Ахмета Байтурсынова приговорили к расстрелу. Однако «Коллегия ОГПУ СССР в январе 1931 года сочла возможным «смягчить» меру наказания. Приговор к расстрелу в отношении четырех осужденных – Байтурсынова, Дулатова, Исполова и Беремжанова был заменен на заключение их в концлагерь сроком на 10 лет. В ноябре 1932 года А. Байтурсынову вновь изменили приговор – трехлетняя ссылка в Архангельск. 31 декабря 1932 года в письме М. Дулатову, М. Исполову, Г. Беремжанову Ахмет Байтурсынов писал: «Я прибыл в Архангельск 30 ноября. Был выходной день, и не было возможности кого-либо найти. Я решил не лежать на улице, а всю ночь бродить по улицам. Человек, прибывший утром, до следующего утра не находил покоя. Не знал, где присесть. Рядом со мной были такие же 4-5 человек… На следующий день нашел Абдоллу (Абдолла Байтасов), и до 17 декабря находился в его доме… Как прибыл, так стал искать место. Еще не нашел. Сделал несколько попыток, но они не увенчались успехом. На свободные рабочие места не берут, поскольку ссыльный. В другом говорят, что возьмут члена профсоюза. Третьи спрашивают разрешение «тройки», а как выясняют, говорят нельзя… Человеку, не имеющему места работы, не дают карточки на хлеб, не дают карточки в столовую… Абдолла и сын степей (А. Букейханов) помогают, как что я жив благодаря им» (Цит. по: Журтбай Т. Боль моя, гордость моя – Алаш! – С. 305). В это время в Қазақстане был сильнейший голод. Организовать помощь было некому, все алашордынцы были в ссылках и исправительно-трудовых лагерях, Ж. Аймауытов расстрелян. До А. Байтурсынова дошли вести о том, что происходит в Казахстане. В письме от 26 ноября 1933 года он пишет: «В нашей стране, как вам известно, дела очень плохи… Дела казахов – слепые видят, глухие слышат» (Там же. – С. 306). Находясь в Соловецком лагере, он испытывал голод и холод, страдал от многочисленных болезней (ему 60 лет), не имел теплых вещей. Он долго крепился, поддерживаемый друзьями, но голод поставил его на грань смерти. В феврале 1933 года А. Байтурсынов обращается с ходатайством в единственную в стране правозащитную организацию – Политический Красный Крест СССР, возглавляемый Е. П. Пешковой. В его ходатайстве говорится: «…как сын порабощенной нации, проводивший в своей работе определенную политическую идею – идею освобождения казахского народа через борьбу против существовавшего режима, через культурное развитие и через углубление сознания народа… Находясь в концлагере, хотя нуждался в улучшенном питании, но голодным не бывал, ибо работал либо в конторе, либо в канцелярии, но большею частью на производстве, в качестве маляра-игрушечника и получал производственный паек. Прибыв в Архангельск, я оказался и без средств к существованию, и без работы, и приходится испытать голод до полного истощения. Безработный не получает ни продовольственной, ни столовой карточек» (Абсадык А. Байтурсынулы и Букейхан: История одного письма//http://www.matritca.kz/news/54267-baytursynuly-i-bukeyhan-istoriya-odnogo-pisma.html).
А. Байтурсынов просил перевести его из Сибкрая в более теплые края, снятия ограничений в получение права на конторские или канцелярские работы или перевода к семье, находящейся в ссылке в Западной Сибири. Тем временем Алихан Букейханов четырежды пытался попасть в Красный Крест на прием к Пешковой. Безрезультатно. 29 апреля 1933 года он отправляет письмо с просьбой помочь А. Байтурсынову: «…Байтурсунов голодает. Он, просветитель казакского (киргизского) народа, Байтурсунов – Кирилл и Мефодий, Новиков и Радищев своего народа… Он, Байтурсунов Ахмет, патриот, националист. При старом режиме сидел в тюрьме 10 месяцев и выслан за пределы степного края на 5 лет. Он, Байтурсунов Ахмет, редактор, издатель и создатель единственной тогда казахской газеты «Казак»… Байтурсунову 61 год, но он мог бы еще поработать в пользу казакского языка» (Цит. по: Койгелдиев М.К. Алаш-Орда как альтернатива Советской власти//https://e-history.kz/ru/history-of-kazakhstan/show/9204/
В октябре 1933 года А. Байтурсынова перевели в Западный Сибкрай, Томскую область, где отбывала ссылку его супруга Бадрисафа. В 1934 году А. Байтурсынов был досрочно освобожден и возвратился в Алма-Ату. Долго не мог трудоустроиться. Брался за любую работу. 8 октября 1937 года он вновь был арестован, а 8 декабря 1938 года был расстрелян как «враг народа». Ему было 65 лет.
Спустя полвека после расстрела, 4 ноября 1988 года, Верховный суд Казахстана реабилитировал Ахмета Байтурсынова за отсутствием в его действиях состава преступления.
www.exclusive.kz

Leave A Reply

Your email address will not be published.