В светском государстве религия отделена от государственной власти. Взаимоотношения в нем регулируются на основе гражданских, а не религиозных норм, а решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования.
Довольно часто приходится слышать и читать в СМИ, что Казахстан — светское государство. Что это означает для нас, рядовых граждан?
Кроме того, в светском государстве не существует какой-либо официальной государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным и предпочтительным. Не признает оно и верховенства атеистической идеологии или любого другого мировоззрения.
Проще говоря, светскость не означает атеизм или антирелигиозность. Речь идет об управлении государством на основе не религиозных догм, а правовых норм и принципов. В этой связи решения государственных органов не могут исходить из религиозных предписаний. Например, запрет абортов является светским решением и обосновывается общегуманистическими соображениями, точнее — медико-биологической целесообразностью, а не религиозными предписаниями.
В современном осмыслении понятие «светскость» означает нейтралитет государства по отношению к любой религии; его независимость от любой религии, как и независимость религии от государства; свободу совести и вероисповедания; отсутствие какой бы то ни было официальной религии и, как следствие, право каждого индивидуума исповедовать любую религию по своему выбору или не исповедовать никакую; свободный от любой религии характер государственной школы; отрицание признания религиозных установок и правил в качестве источников права и их влияния на деятельность государственных органов.
Светскость не позволяет религии подчинить себе государство, в то же время она не позволяет государству подчинить себе религию. Светский характер общества позволяет людям мирно жить и сосуществовать, несмотря на различия в верованиях, на свободу мнений и убеждений.
Следует отметить, что светский характер государства требует строгого соблюдения субъектами гражданского общества законов и правовых норм и осуществления своей деятельности в правовых и законодательных рамках.
Батырбек АТАМКУЛОВ, инспектор центра по изучению проблем религий акимата Жамбылской области