Гендерная политика: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

0

Глобальный дискурс гендерного равенства продолжает укреплять свои позиции. В современных условиях достижение паритетных прав, выгод, обязанностей и возможностей мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности общества, наряду с преодолением всех форм и проявлений дискриминации по половому признаку, является важным условием достижения Целей устойчивого развития.

Роль гендерного равенства признается международным сообществом определяющей в политической повестке стран. Вопрос гендерного равенства интегрирован в ключевые Индексы развития, выступающие на сегодняшний день эффективным инструментом оценки прогресса в мире: Индекс человеческого развития, Индекс гендерного развития, Индекс гендерного неравенства, Гендерный индекс ЦУР, Индекс социальных институтов и гендерных проблем, Индекс гендерного разрыва и др. Об этом свидетельствует и статус структур, заявляющих о важности гендерного равенства, в числе которых ООН, ОЭСР, ВЭФ, Всемирный банк и др.
За годы независимости Казахстан достиг определенного прогресса в реализации гендерной политики. Страной ратифицированы основополагающие международные акты – Пекинская платформа действий по улучшению положения женщин (1995 г.), Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1998 г.), Конвенция о политических правах женщин (2000 г.), Конвенция о гражданстве замужней женщины (2000 г.), Конвенция МОТ о равном вознаграждении труда мужчин и женщин за труд равной ценности (2000 г.) и др. В вопросах реализации гендерной политики Казахстан тесно сотрудничает с рядом международных организаций: с ЮНИФЕМ, ОБСЕ, Международной организацией по миграции (МОМ), ЮСАИД, Британским Советом и ПРООН. Достижения Казахстана в сокращении гендерного неравенства отмечаются экспертами ОЭСР во главе с ПинарГювен, политическим аналитиком Дирекции ОЭСР по вопросам государственного управления и территориального развития.
В стране создана институциональная и нормативно-правовая основа для эффективной реализации гендерной политики. Для обеспечения гендерного равенства во всех сферах жизнедеятельности казахстанского общества на высшем государственном уровне создан и успешно функционирует институт гендерной политики – Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан. На местах работают региональные представительства Комиссии. Парламентом приняты соответствующие международным стандартам законы «О профилактике бытового насилия», «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин». Действие этих законов направлено, главным образом, на регулирование общественных отношений в области обеспечения государственных гарантий равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, установление основных принципов и норм, касающихся создания условий для гендерного равенства во всех сферах государственной и общественной жизни.
Значимую роль в продвижении вопросов гендерного равенства сыграли институты женского участия – женские неправительственные организации, число которых за годы независимости значительно возросло. Это во многом обусловлено мерами государственной поддержки гражданских инициатив и заинтересованностью государства в продвижении интересов женщин.
На сегодняшний день основные принципы, приоритеты и задачи гендерной политики в Казахстане определены в Концепции семейной и гендерной политики до 2030 года (далее – Концепция). В 2019 году завершился первый этап реализации Концепции, по итогам которого можно констатировать целенаправленное проведение системной и востребованной гендерной политики в Республике Казахстан, всесторонне учитывающей национальный и международный опыт в сфере достижения гендерного равенства, религиозные и культурные особенности казахстанского общества.
Казахстан поддерживает устойчивый уровень занятости женщин и не уступает в этом отношении многим странам, включая страны с высокоразвитой экономикой. В Казахстане уровень участия женщин в составе экономически активного населения в 2018 году составлял 64,8 %. С учетом рекомендаций МОТ в Казахстане приняты меры по актуализации списка работ, на которых запрещается применение труда женщин. Данная мера направлена на охрану репродуктивного здоровья женщин. В настоящее время с развитием технологий, автоматизацией производственных процессов список профессий, где запрещается применение труда женщин, сокращается. Так, в 2018 году список профессий был сокращен с 287 до 187.
Активность женщин в малом и среднем бизнесе (МСБ) за последние годы значительно увеличилась. В числе зарегистрированных действующих предпринимателей доля женщин составляет 43,2 %. Порядка 28 % руководителей малых, средних и крупных предприятий в Казахстане представлено женщинами. Каждое четвертое (23,1 %) крестьянское и фермерское хозяйство возглавляется женщинами. Это самый высокий показатель, зафиксированный с 2011 года.
Динамично развивается сеть неправительственных женских организаций. На сегодняшний день активное участие в решении вопросов защиты прав и интересов женщин принимает около 300 неправительственных организаций. 32,4 % руководящих позиций в профсоюзах и НПО занимают женщины.
Особое внимание государством уделяется роли женщин в политике на уровне принятия решений. Доля женщин в общем составе депутатов Сената Парламента РК нынешнего созыва достигла 18,4 %. Постепенно увеличивается доля женщин в нижней палате Парламента: 11,76 % женщин среди депутатов Мажилиса первого созыва (1996-1999 гг.) и 27,8 % – в числе депутатов седьмого созыва (с 2021 г. по н.в.). Следует отметить, что по данным ООН, в мире средний показатель представленности женщин в «нижних» палатах достигает 23,4 %. В местных представительных органах страны доля женщин составляет 22,2 %: в маслихатах областного уровня – 15,72 %, городского – 22,82 %, районного – 23,70 %. Кроме того, наблюдается стабильная представленность женщин на государственной службе: в 2013 году – 49 527 или 54,9 %, в 2017 году – 50 491 или 55 %.
Реализуется активное продвижение женщин через систему политических партий. Вслед за введением квоты в 30% для женщин и молодежи в избирательных партийных списках, Главой государства озвучена инициатива о законодательном закреплении нормы об обязательном учете данной квоты при распределении депутатских мандатов.
На основе передовой практики стран ОЭСР внедряются основы гендерного планирования государственного бюджета. Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан совместно с Правительством обсуждает вопрос усиления гендерного бюджетирования с целью всеобъемлющего учета прав и интересов женщин и мужчин, девочек и мальчиков при планировании и использовании бюджетных средств на местах. ЮНИФЕМ совместно с Национальной комиссией реализуют проект «Социальные (гендерные) бюджеты в Казахстане».
В рамках реализации гендерной политики важная роль отведена гендерному образованию. В целях укрепления в общественном сознании важности достижения подлинного равенства мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности общества через ведущие печатные и телевизионные средства массовой информации страны и социальные сети активно проводится информационно-разъяснительная, просветительская работа. В 2018 году в республиканских и региональных СМИ опубликовано свыше 3,1 тыс информационно-аналитических материалов на тему продвижения семейных ценностей и гендерного равенства.
Казахстан твердо придерживается политики нулевой терпимости к пыткам и насилию, особенно против женщин и детей. В этой связи большая часть рекомендаций по итогам визита делегации подкомитета ООН по предупреждению пыток в сентябре 2016 года имплементирована в национальное законодательство. Кроме того, Казахстан продолжается активное сотрудничество по этому вопросу с договорными органами ООН. В 2019 году на 74 сессии Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин состоялась защита 5-го национального доклада, по итогам которой был отмечен очевидный прогресс, достигнутый Казахстаном.
Между тем, несмотря на предпринимаемые государством меры в сфере обеспечения гендерного равенства, реализация гендерной политики в стране наталкивается на ряд сдерживающих факторов. В частности, свою актуальность сохраняют вопросы сокращения гендерного разрыва в оплате мужского и женского труда. В 2018 году заработная плата женщин составляла 65,8 % от уровня оплаты труда мужчин. Вовлеченность в неоплачиваемый домашний и репродуктивный труд остается выше среди женщин. Среднесуточные затраты женщин на домашний труд в 2018 году составляли 17,7 часов против 5,9 часов у мужчин. Принятия дальнейших усилий требуют и вопросы расширения участия женщин в принятии решений.
Кроме того, установлена тесная связь между уровнем инновационного потенциала, конкурентоспособностью стран и усилиями, предпринимаемыми государствами для продвижения гендерного равенства во всех сферах жизнедеятельности общества. Динамика движения в Индексе гендерного разрыва обладает потенциалом воздействия на позицию страны в Индексе глобальной конкурентоспособности. Осознание того, что гендерное равенство способно повлиять на уровень конкурентоспособности государства в целом привело к тому, что страны мира стали демонстрировать более высокие темпы продвижения к гендерному паритету. Об этом свидетельствует и снижение показателей Казахстана в Индексе гендерного разрыва ВЭФ на фоне активизации стран в вопросах продвижения гендерного равенства. В этом смысле все большая вовлеченность стран мира в продвижение гендерного равенства выступает новым вызовом для Казахстана, требующим активизации гендерной политики в стране. С этой точки зрения своевременными оказались инициативы Президента РК К.К. Токаева по продвижению интересов и защите прав женщин, в числе которых внедрение 30 %-ной квоты для женщин и молодежи в избирательных партийных списках, ужесточение наказания за изнасилование, педофилию, бытовое насилие против женщин, введение нового механизма распределения адресной социальной помощи.
Гендерная политика в Казахстане всегда базировалась на принципах преемственности и сбалансированности. Укрепление гендерного равенства в государственной и общественной политике, как основополагающего фактора конкурентоспособности, способно обеспечить стране гарантии устойчивого развития.
Жанна КАРИМОВА
strategy2050.kz

Leave A Reply

Your email address will not be published.