КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ОЖИДАЮТСЯ В СФЕРЕ ГЧП

0

В своем Послании народу
Казахстана «СПРАВЕДЛИВОЕ
ГОСУДАРСТВО. ЕДИНАЯ НАЦИЯ. БЛАГОПОЛУЧНОЕ ОБЩЕСТВО» Глава Государства К.К. Токаев обозначил ряд реформ, которые прямо или косвенно затрагивают поле государственно-частного партнерства.

О том, какие изменения ожидаются в сфере ГЧП, в интервью порталу Ruh.kz рассказала эксперт центра государственно-частного партнерства Надира Мырзагалиева.
Если говорить о прямых тезисах Послания 2022 года, то новшества касаются создания новой модели государственно-частного партнерства. Данный тезис является логическим продолжением поручений Президента в январе-феврале текущего года. На встрече с представителями отечественного бизнеса 21 января 2022 года Глава государства К.К. Токаев обозначил, что еще одним направлением для привлечения в страну инвестиций должна стать перезагрузка государственно-частного партнерства. Для этого правительству предстоит выработать новые современные подходы к государственному частному партнерству. При этом обязанности, гарантии, риски и доходы должны сбалансированно распределяться между инициаторами и государством. Президент подчеркнул, что на бюджет не должны перекладываться все предпринимательские риски. Требуется исключить предоставление сверхльгот и сверхмаржинальностей. Кроме того, 1 февраля 2022 года в своей речи по вопросам противодействия коррупции Глава государства К.К. Токаев отметил, что партнерство государства и частной собственности идет в обход процедур государственных закупок. Необходимо оперативно решить проблему и принять меры, регулирующие эту сферу. По результатам работы правительство должно рассмотреть вопрос кардинального обновления закона «О государственно-частном партнерстве». В седьмом направлении реформ нового Послания отмечено, что многие проекты ГЧП стали «кормушкой» для недобросовестных предпринимателей и чиновников, контракты в этой сфере должны быть прозрачными и заключаться на конкурсной основе, для повышения эффективности данного механизма нужно принять соответствующий закон. В данном направлении Казахстанским центром ГЧП прорабатываются изменения в законодательство в области государственно-частного партнерства: – по проведению конкурсных процедур при частной инициативе по аналогии с государственной инициативой и в соответствии с международной практикой Swiss Challenge. Согласно предлагаемому механизму, потенциальный частный партнер разрабатывает проект в соответствии с перечнем социально-экономических задач государственного партнера, что снизит риск отклонения предложения в связи с его нецелесообразностью и прохождение излишних процедур, а также позволит бизнесу предложить комплексные решения проблемных задач на стыке отраслей. Данное предложение выставляется на конкурс для определения альтернативных вариантов реализации проекта, что позволит государству получить конкурентоспособную стоимость и технические решения. Если в результате конкурса будет получено более выгодное предложение, инициатору предложения будет предоставлена возможность сопоставить конкурирующее встречное предложение, и он будет выбран в качестве частного партнера. Если инициатор отказывается соответствовать лучшему встречному предложению, тогда заявитель, сделавший лучшее предложение, будет выбран в качестве частного партнера, а расходы инициатора по разработке проекта будут возмещены победителем конкурса. Предлагаемая поправка повлечет сокращение сроков планирования и инициирования проектов ГЧП; – внедрение цифровизации в процессы планирования и реализации проектов ГЧП. В данном направлении в реализации крупных проектов планируется использовать международную практику оценки эффективности проектов, основанную на многолетней практике Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, Азиатского банка развития и других международных финансовых институтов. Такой подход позволит структурировать проекты ГЧП на понятном крупным иностранным инвесторам языке. Кроме того, открытость процессов планирования и реализации проектов ГЧП позволит повысить доверие к механизму ГЧП и эффективно его применять со стороны потенциальных инвесторов, а также общественности как пути решения социально-экономических проблем. Еще одним антикоррупционным механизмом станет процедура электронных конкурсных процедур, отслеживающая все действия участников конкурса и конкурсной комиссии. – в целях повышения эффективности механизма ГЧП планируется определить существенные отличия проектов ГЧП от проектов в области доверительного управления, государственных закупок, передачи государственного имущества в имущественный наем (аренду). Эти и другие точечные изменения в законодательство позволят обновить подходы к государственно-частному партнерству. В третьем блоке реформ в рамках Послания отмечена необходимость комплексного улучшения медицинской инфраструктуры, в том числе посредством государственно-частного партнерства. Отмечены три важных направления в развитии инфраструктуры здравоохранения: медицинские и фельдшерско-акушерские пункты в сельской местности, межрайонные многопрофильные учреждения и многопрофильные университетские больницы и клиники. Для создания многопрофильных университетских больниц и клиник с оснащением передовым оборудованием и применением передовых технологий во всем мире также применяют механизм государственно-частного партнерства с привлечением отраслевых инвесторов, имеющих опыт в данной сфере. Для тиражируемых проектов в виде фельдшерско-акушерских пунктов подойдет механизм «программного ГЧП», суть которого заключается в определении единого подхода к техническим решениям объектов ГЧП, к условиям финансирования, к процедуре отбора частного партнера и применению типового договора ГЧП. Данный подход приведет к сокращению сроков планирования проекта ГЧП, определит простые и понятные конкурсные процедуры, что позволит в краткие сроки реализовать идею. Такой же механизм «программного ГЧП» возможно применить к другим социальным объектам, например, строительство детских садов, школ, общежитий для студентов, обозначенных в Послании.

Leave A Reply

Your email address will not be published.