МАЛЕНЬКИЕ ШАГИ, БОЛЬШИЕ ИЗМЕНЕНИЯ: ИСТОРИИ СЕЛЬСКИХ ЖЕНЩИН-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬНИЦ

0

Женщины и девочки играют большую роль в обеспечении устойчивости сельских домохозяйств и общин: именно женщины составляют значительную часть сельскохозяйственной рабочей силы, выполняют большую часть неоплачиваемой работы по дому и уходу за членами семьи, управляют домашним хозяйством, занимаются производством продуктов питания и т.д.

Сегодня в Казахстане 11,8% всех женщин страны заняты в сельском, рыбном и лесном хозяйстве, и только четверть всех предприятий малого и среднего бизнеса в этих отраслях возглавляются женщинами. Отсутствие равного доступа к производственным ресурсам и активам, недостаток социальной инфраструктуры на селе, высвобождающей время для занятости женщин, существующие социальные нормы и гендерные стереотипы по-прежнему ограничивают возможности женщин в профессиональной реализации.
В 2014 году в рамках сотрудничества Программы развития ООН, АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» и Комитета лесного хозяйства и животного мира Министерства экологии, геологии и природных ресурсов была разработана и запущена Программа льготного кредитования «Эко-Даму» для сельских жителей. Цель программы — содействовать в развитии «зеленого» бизнеса в сельских районах, находящихся вблизи национальных парков, заповедников и природных резерватов.
Особенностью программы является ее гендерная составляющая: среди ключевых задач — развитие женского предпринимательства на селе. Инициатива дает возможность женщинам, живущим вблизи особо охраняемых природных территорий, возможность получить кредит с низкой процентной ставкой на развитие альтернативных видов деятельности: экотуризма, лесного, рыбного, или пастбищного хозяйства, гостиничного бизнеса, домашнего птицеводства, производства сувенирной продукции, пчеловодства и др.

ИСТОРИЯ АЛИИ
Одной из предпринимательниц, получивших заем по программе «Эко-Даму», является Алия Темирова из Алматинской области. Село Саты, где живет семья Алии, находится в 10 км от Кольсайских озер – жемчужины Алматинской области.
«Для кого-то эти озера – место силы, для кого-то – места веры. В любом случае Кольсай никого не оставит равнодушным, даже если впервые видишь его туманным утром», — делится Алия.
Благодаря поддержке программы, Алия смогла наладить свое семейное дело – небольшой гостевой дом вблизи Кольсайских озер. Юрты поставили в трех километрах от озера, соблюдая все экологические нормы. Для семьи было важно, чтобы юрты были деревянными, а внутреннее убранство гостевой юрты было сделано мастерами вручную, отражая национальный колорит и быт предков. Алия сама готовит блюда и десерты казахской кухни для туристов, которые едут не только со всего Казахстана, но и из-за рубежа.
«Бизнес ведем вместе с мужем и братом Темирланом, выпускником факультета туризма Казахского государственного университета. У нас есть опыт работы, у Темирлана – знания. Нам удается сочетать эти две составляющие и строить устойчивый бизнес, развивая экотуризм в родном крае», — говорит Алия.

ИСТОРИЯ ЛЮДМИЛЫ
«После выхода на пенсию мы с супругом Юрием решили заняться пчеловодством. В Казахстане пчеловодство развито в Алматинской, Восточно-Казахстанской и Туркестанской областях, где есть для этого все условия: разнотравье, горные пастбища, сады, плодовые деревья. Это достойный труд, который приносит не только доход, но и большую пользу сельскому хозяйству», — делится Людмила Высоцкая.
В 2021 году Людмила получила льготное финансирование на расширение своего пчеловодческого хозяйства в Толебийском районе Туркестанской области. На заемные средства семья приобрела 100 пчеломаток и необходимое оборудование для расширения бизнеса.
«Пчеловодство – нелегкий труд. Мы развиваемся. Пусть не так быстро, как хотелось бы, но все же развитие есть. Сейчас у нас 50 пчелосемей. На развитие ульи вывозим в горы, где много пыльцы. Она-то как раз и способствует успешному росту рабочих пчел», — отмечает Людмила.
По словам предпринимательницы в Казахстан только-только приходит понимание того, что мед для пчеловодства — всего лишь побочный продукт, 10% дохода. Доход пасек должен идти от основной их функции: опыления подсолнуха, рапса, гречихи, сафлора, плодовых деревьев, ради чего пасеки и создаются во всем мире. Сегодня к казахстанским пчеловодам лишь в единичных случаях обращаются сельхозтоваропроизводители и садоводы, которым требуется платная услуга по опылению.
«В Туркестанской области много пасек, конкуренция большая, есть трудности со сбытом. Однако, в честной конкуренции выигрывает сильнейший, и это справедливо», — подчеркивает Людмила.

ИСТОРИЯ АЙНАГУЛЬ
Айнагуль Нуржан из села Дамба Атырауской области получила финансирование по программе «Эко-Даму» в 2021 году и использовала заемные средства на приобретение швейного оборудования: промышленного и бытового оверлока, швейных машин с различными функциями, шкафа для готовых изделий, манекенов, зеркал, ткани и фурнитуры.
«Я с детства любила шить. Шила красивые платья для своих кукол и кукол подруг, украшая их рюшами и оборками. Родители поддерживали мой интерес, но видеть меня в будущем швеей не хотели. В начале 2000-х специальность «швея» поблекла рядом с юристами, экономистами и айтишниками, поэтому я стала учителем английского языка. Любовь к швейному делу была отложена до лучших времен», — делится Айнагуль.
Свой швейный цех Айнагуль открыла в селе Дамба, рассчитывая на умеющих шить местных женщин и молодых талантливых девушек, желающих научиться искусству шитья. К сожалению, не все сложилось так, как было задумано. В селе не нашлось женщин, которые могли бы совмещать работу по дому с работой швеи в цеху. Поскольку заказы в основном поступают от жителей и гостей Атырау, рукодельницы цеха Айнагуль часто работают в городе.
Сегодня основной продукцией производства бренда «Gazhaiyp» являются одеяла из верблюжьей и овечьей шерсти, подушки в национальном стиле, покрывала, құрақ көрпе, одежда в этнографическом стиле и многое другое. Все продукция востребована и у местного населения, и у иностранных туристов, приезжающих в Атырау. Специально для туристов Айнагуль изготавливает небольшие поделки с национальными узорами, которые закупают туристские фирмы.
«Я верю в будущее моего дела. Бренд «Gazhaiyp» становится узнаваемым в регионе, становясь частью туристического бизнеса», — с гордостью подчеркивает Айнагуль.

Leave A Reply

Your email address will not be published.