5 августа – профессиональный праздник казахстанских медиаторов. Закон РК «О медиации» вступил в силу 5 августа 2011 года. И теперь эта дата – День медиации в Казахстане. Сегодня мы поговорим с профессиональным медиатором, руководителем филиала РОО МПЦ по Жамбылской области Людмилой Щербининой о том, что такое медиация и для чего нужны медиаторы.
По словам Людмилы Щербининой, главная цель медиации – достижение взаимовыгодного и мирного соглашения, удовлетворяющего обе стороны и снижающего уровень конфликтности. Преимущество же ее состоит в том, что стороны могут обговорить все моменты и осознанно выбрать решение сами, которое будет устраивать обоих участников спора, что порой не может дать решение суда. Далеко не всегда решение суда может полностью удовлетворить запросы истца. Поэтому все чаще стороны в самый разгар судебного процесса решаются на медиацию, и уже после одной или двух сессий приходят к логическому завершению спора. Также, заключение медиативного соглашения является основанием для прекращения не только гражданских, но и уголовных дел. Однако, в уголовных делах правовые возможности медиативных соглашений существенно отличаются. В уголовном процессе виновное лицо должно полностью возместить причиненный ущерб.
Хочется еще отметить один немаловажный факт. Последнее время можно услышать, что медиатор — это частный судья. Это мнение в корне неверно. Медиаторы (медиатор – независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами для проведения медиации на профессиональной и непрофессиональной основе в соответствии с требованиями настоящего Закона), предотвращая и разрешая конфликты помогают становлению гражданского общества, способствуют укреплению мира и взаимопонимания.
— Людмила Николаевна, есть ли необходимость в медиации сегодня?
— В целом, в Казахстане медиация востребована. В разных регионах по-разному, у нас в районе она только набирает обороты. И ее популяризации активно содействует Кордайский районный суд. Где на основании меморандума, заключенного с нашим МПЦ ведется каждодневная разъяснительная работа с населением. Есть специальное место — уголок медиатора в суде, где ведется прием населения, здесь на бесплатной основе оказывается консультативная помощь. Отмечу, что также для тех, у кого нет средств оплатить услуги медиатора, соглашения делаются на бесплатной основе.
— Что мешает развитию медиации сейчас?
— Низкая информированность населения. Были смешные случаи, когда люди, прочитав вывеску «медиатор», наивно полагали, что это салон для медитаций. Поэтому нужно как можно больше пропагандировать мирное разрешение споров. Ведь суд — это место для серьезных споров. Основную часть дел, которую они рассматривают можно решить мирным путем, тем самым снизить огромную нагрузку на суды. В каждом сельском округе есть общественные медиаторы – бии, они тоже вносят большую лепту в мирное разрешение конфликтов.
— Кто обычно обращается к услугам медиатора? Какие споры чаще всего приходится разрешать медиатору?
— Как я уже говорила, лично у меня это семейные проблемы и очень часто долговые обязательства, уголовные дела легкой и средней тяжести.
— Какие сложности возникают при этом, и часто ли медиативные соглашения не исполняются? Ведь в отличие от судебных решений они являются добровольными, необязательными?
— Участники медиативного процесса ждут от медиатора готовый рецепт, но основная задача медиатора подвести стороны участников конфликта к самостоятельному решению, одинаково устраивающего обе стороны, это и будет гарантией выполнения медиативного соглашения. Если это выгодно и устраивает обе стороны, то ничего не препятствует выполнению соглашения. Хотя вы правы есть и такие, кто подписав соглашение не собирается выполнять обязательства, тогда одна из сторон вправе подать в суд и через три дня выноситься судебный приказ и уже через частного судебного исполнителя обязательства будут обязательно исполнены.
— Сколько дел вы рассмотрели с начала года?
— Более трехсот медиативных соглашений.
— Как вы можете охарактеризовать медиатора? В чем суть этой профессии?
— Прежде всего, глубоко неравнодушный человек и что не маловажно, ему самому должно быть это интересно. Если прийти в медиацию ради заработка, то вряд ли тогда из вас получится хороший, профессиональный медиатор.
Медиатору необходимо знать и уметь грамотно и правильно организовать беседу. Кроме того, профессиональный медиатор должен обладать знаниями и навыками в конфликтологии, знания в юриспруденции и психологии, всему этому профессиональных медиаторов обучают на тренингах и необходимо постоянно повышать свою квалификацию, надо быть в курсе новых методик.
— Спасибо за беседу. Поздравляю Вас с профессиональным праздником.
Ляйлим ДОСЕМБЕКОВА