Ежедневно совершая покупки, а также пользуясь разными услугами, мы совершенно не задумываемся о том, что в момент приобретения тех или иных товаров и услуг становимся участником сделки розничной купли-продажи, а значит, автоматически обретаем потребительские права и можем, в случае непредвиденных споров с продавцом или услугодателем, рассчитывать на их защиту.
На страже наших интересов выступает департамент по защите прав потребителей Жамбылской области.
По словам руководителя ведомства Байкадама Дуйсенбаева, за 11 месяцев текущего года в департамент от потребителей поступило 381 обращение. Это на 30 процентов меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Удовлетворены 267 обращений (или 70,1 процента) и потребителям возвращены в общей сложности 8842380 тенге: 58 обратившимся обменяли некачественный товар, по 85 обращениям даны разъснения, 14 перенаправлены в другие государственные органы для рассмотрения; девять находятся в работе; шесть возвращены заявителям согласно статье 63 Административного процедурно-процессуального кодекса РК.
— За этот период проведены восемь внеплановых проверок субъектов крупного бизнеса, в том числе АО «Таразэнергоцентр» (проверка прекращена в связи с полным удовлетворением требований потребителя), ТОО «ArenaS» (в результате на товарищество наложен штраф в размере 50 МРП), ТОО «Вкусная корзинка» (причем этот объект торговли проверялся дважды), ТОО «ЗийланКз» (магазин FLO), ТОО «ЖамбылЖарыкСауда-2030», медицинский центр «Мейірім», областной филиал АО «Казпочта». По результатам проверок выданы предписания об устранении допущенных нарушений с наложением административного взыскания на руководителей в виде предупреждения. В настоящее время департаментом проводится проверка ТОО «ТРЗ-ТЕМП» (магазин «Евромебель»), — рассказал Байкадам Дуйсенбаев.
Также, по его словам, в отношении субъектов малого и микробизнеса за указанный период департаментом проведено восемь профилактических мер контроля без посещения субъекта, по итогам владельцам объектов направлены рекомендательные письма по устранению выявленных нарушений.
Также департамент участвует в судебных заседаниях в качестве третьего лица по ходатайству потребителей, обратившихся для решения потребительского спора в суд. В настоящее время идет судебный процесс в отношении кафе-бара «Пинта».
По заявлению жителей в отношении ИП «Медина», оказывающего услуги по вывозу твердых бытовых отходов, был подан иск в межрайонный экономический суд Жамбылской области с требованием произвести перерасчет выставленных потребителям сумм и дальнейшего расторжения договоров. Решением суда иск департамента удовлетворен полностью.
— Чтобы как можно больше жамбылцев знали о возможности защиты своих потребительских прав и интересов, департаментом за 11 месяцев в региональных СМИ опубликованы 45 материалов по различным вопросам в сфере защиты прав потребителей, 471 материал, в том числе и советы потребителям под рубриками «Инструменты защиты прав потребителей» и «Вопрос — ответ», размещен на официальных страницах департамента в Facebook и Instagram. Мною были даны четыре интервью телеканалу «Jambyl» на темы «Второй пакет поправок в Закон РК «О защите прав потребителей» и «Защита прав потребителей в современных условиях». Кроме этого, на площадке Антикора ежеквартально мы проводим брифинги, где рассказываем о своей работе, — сказал Байкадам Дуйсенбаев.
Активно департамент взаимодействует и с профильными общественными организациями. Так, ко Всемирному дню прав потребителей проведен совместный с общественниками круглый стол на тему «Общественный контроль в период моратория на проверки малого бизнеса». Нормы законопроекта «О защите прав потребителей» были обсуждены на совещании с участием председателя общественного объединения «Комитет защиты гражданских прав» Ирины Федоровой и заместителя директора региональной палаты предпринимателей Нуралы Ергебаева. В заседании на тему «Проведение экспертизы товаров ненадлежащего качества» приняли участие представители департамента комитета технического регулирования и метрологии Жамбылской области и судебной экспертизы Жамбылской области. Проведены три рабочих заседания консультационной комиссии по вопросам защиты прав потребителей, масштабная разъяснительная работа с сотрудниками автосалонов города Тараза по недопущению навязывания потребителям дополнительных услуг при продаже автомобилей.
В социальных сетях, на созданном YouTube-канале и на LED-экранах во всех городских отделениях АО «Казпочта» и медицинских центрах «Диал» и «Эскулап» регулярно транслируются ролики о защите прав потребителей.
Анна МАСТЕРКОВА, «Знамя труда»