НОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

0

На недавнем заседании Национального курултая Президент страны Касым-Жомарт Токаев обозначил концептуальный вектор и перспективы духовно-нравственного развития нашего общества. Одним из главных приоритетов Глава государства считает укрепление казахстанской идентичности.

 

Говоря о национальной идентичности, нельзя не учитывать религиозную составляющую. В современном Казахстане в поисках самоидентификации немало людей сделали выбор в пользу религии. А религия сегодня претендует на роль важнейшего фактора индивидуальной и коллективной идентификации. Нельзя сказать, что это плохо, все зависит от того, какие религиозные течения, какие нравственные ценности определяют поведение человека. Ведь в древней, да и в новейшей истории немало фактов, когда самые невероятные злодейства творились со ссылкой на божественное предначертание.

Поэтому залогом нашей безопасности является религиозная грамотность. Сегодня интерес молодежи к религии возрастает с каждым годом. Не секрет, что большинство прихожан в любом религиозном объединении составляют молодые люди.

Для того, чтобы донести до сознания молодежи Казахстана задачи современности, перед государственными органами и общественными объединениями ставятся новые цели, связанные с определением места и значения религии в социальной среде. Хотя религия и отделена от государства, она не должна противоречить государственной политике в том, что касается основ гражданственности: подчинения законам страны, уважения к ее символам, культуре своего народа, его традициям, воспитания в подрастающем поколении патриотизма.

Как известно, в Казахстане реализуются различные программы для молодежи: «Ауыл жастары» — «Сельская молодежь», «Дипломмен — ауылға!» — «С дипломом — в село!», «Жастар — Отанға» — «Молодежь — Родине», «Жастар тәжірибесі» — «Молодежная практика» и другие. Среди них, думаю, не хватает комплексной программы, имеющей религиозно-духовное воспитательное значение, реализация которой должна стать ответом на вызовы современности в том, что касается нашего духовного здоровья.

Процесс духовного возрождения и обновления, охватывающий социальную и внутриполитическую жизнь страны в условиях глобализации, требует соотнесения религиозной ситуации с законодательством страны, ориентации новых научных исследований на конкретные результаты. Уже стал общим тезис о том, что для заполнения пустующего места в религиозно-духовной сфере, образовавшегося в результате застоя советской идеологии, в нашу страну стали прибывать различные миссионеры из зарубежных стран, которые беспрепятственно проповедовали свои убеждения. В результате на почве конфессиональных разногласий стали возникать конфликтные ситуации, которые привели к трещине в единстве страны. Стоит отметить, что наибольшую активность проявляют миссионеры новых исламских течений, чуждых традиционным религиозным установкам жителей нашей страны. В результате в некоторых регионах Казахстана также наблюдается разделение по конфессиональным признакам и масштабам влияния на население. Между тем террористические акты, потрясшие общество в последние годы, и факты отъезда молодых людей в Сирию угрожают миру и стабильности в обществе.

Важность повышения уровня общекультурных знаний и, в частности, религиозной грамотности населения, особенно молодежи, сегодня у всех на устах. Учитывая религиозную ситуацию, необходимо добиться понимания этого у молодежи, то есть перейти от слов к делу. От осознания молодыми людьми своих устремлений и здоровых амбиций, от их культурного развития, уровня образования и профессионализма зависит развитие нашей страны.

Мухтор САИДОВ, инспектор Кордайского

отделения центра изучения проблем религий

Leave A Reply

Your email address will not be published.