ПОЧЕМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ ПРОТИВ

0

некоторых норм законопроекта по защите прав потребителей
По поручению Главы государства Комитетом по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан разработан новый проект Закона «О защите прав потребителей» (далее-Проект Закона).

Одним из основных аспектов законопроекта является расширение социально-политического влияния общественных институтов. Для этого вводится институт Омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей (далее – Омбудсмен), который вместе с существующими в настоящее время общественными объединениями, союзами, ассоциациями по защите прав потребителей наделяется довольно широкими полномочиями.
Перечисленные изменения не вызывают отрицательной реакции у бизнес- сообщества страны, однако есть момент, который предпринимателям пришелся не по вкусу.
Речь идет о статье 62 проекта Закона «Особенности судебной защиты прав потребителей общественными объединениями потребителей», в которой предусмотрено наложение судом штрафных санкций на предпринимателей в пользу общественных объединений потребителей, являющихся в судебных процессах представителями потребителей. Предполагаемый размер штрафов от 10 до 50% от удовлетворенной части иска имущественного характера и 10 месячных расчетных показателей в случае, если был подан иск неимущественного характера.
Почему министерство торговли предлагает ввести эту норму? Даже не ввести, а восстановить, ведь аналогичная норма действовала в нашей стране до 2010 года.
Палата предпринимателей говорит о непоследовательности и необдуманности принятия решений со стороны Министерства торговли и обеспокоена дополнительной нагрузкой на бизнес.
Но государственный орган по защите прав потребителей, в адрес которого ежедневно поступают сотни обращений от потребителей, сообщающих о нарушениях их прав, допущенных предпринимателями, считает, что утрата действующим законодательством материальной ответственности субъектов бизнеса за нарушения норм Закона «О защите прав потребителей», а также длительное действие моратория на проверки малого и микробизнеса, привело к росту нарушений и полному игнорированию законных требований потребителей со стороны очень большого количества предпринимателей. Поэтому ведомство предлагает восстановить ранее действующую норму Закона.
Давайте разберемся в предусмотренной Законопроектом схеме защиты потребительских прав с самого начала.
В соответствии со статьей 58 Проекта Закона потребитель, права и законные интересы которого нарушены, вправе в досудебном порядке самостоятельно либо через представителя своих интересов обратиться к продавцу (изготовителю, исполнителю) об их добровольном устранении, возмещении потребителю причиненного этими нарушениями убытка (ущерба, вреда).
Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан рассмотреть претензию потребителя и представить в течение десяти календарных дней со дня получения претензии потребителя письменный ответ за подписью продавца (изготовителя, исполнителя).
Если в течение десяти календарных дней продавец (изготовитель, исполнитель) письменно не ответит на претензию или откажется добровольно устранить нарушения или возместить причиненный убыток (ущерб, вред), потребитель самостоятельно либо через представителя своих интересов вправе обратиться к субъекту внесудебного урегулирования потребительского спора или в суд.
Субъектами внесудебного урегулирования являются общественные объединения (союзы, ассоциации, омбудсмен по защите прав потребителей). В случае отказа предпринимателя в разрешении спора в досудебном порядке либо в случае невозможности урегулировать спорную ситуацию в досудебном порядке общественные объединения (союзы, ассоциации, омбудсмен по защите прав потребителей) обращаются с иском в суд в защиту прав и законных интересов потребителей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 62 Проекта Закона суд рассматривает дело потребителя и, в случае удовлетворения его требований, если иск подан общественным объединением (союзом, ассоциацией, омбудсменом по защите прав потребителей), то в пользу общественного объединения потребителей, ассоциации (союза), Омбудсмена судом взыскивается штраф.
Кроме того на основании статьи 59 Проекта Закона у потребителя есть право в течение одного месяца с момента его обращения к продавцу (исполнителю, изготовителю) обратиться в уполномоченный орган, государственные органы в пределах их компетенции с целью привлечения к ответственности продавцов (изготовителей, исполнителей).
Как видно из всего перечисленного, у потребителя есть выбор варианта защиты своих законных прав и интересов. И суд в этой цепочке последняя инстанция. И наложение штрафных санкций — это крайняя мера. И эта норма не должна волновать предпринимателей, которые соблюдают нормы действующего законодательства в сфере защиты потребителей. Штрафные санкции коснуться только злостных нарушителей Закона. От ее введения выиграют все, и добросовестные предприниматели, и потребители, коими мы все являемся, так как появится еще один механизм, защищающий законные права потребителей.
Департамент по защите прав потребителей Жамбылской области доводит до сведения потребителей, что рассматривает обращения потребителей, поступающие через системы: E-tutynushy, E-otinish, E-gov, Telegram bot и другие способы связи.
Консультацию по вопросам защиты прав потребителей Вы сможете получить по телефону: 8-7262-54-21-69.

Т. ФЕДОСОВА,
главный специалист
Департамента по защите прав
потребителей Жамбылской
области

Leave A Reply

Your email address will not be published.