ПОЖЕЛАНИЕ РОДИНЕ

0

Высокая духовность и патриотизм каждого живущего в обществе человека является важной движущей силой этого общества. Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства Казахстана является патриотическое воспитание граждан.
Начинать работу по формированию ценностных ориентаций школьников следует с первых лет обучения, где закладывается фундамент личности каждого воспитанника — личности активной, деятельной. Воспитание патриотизма должно составлять важнейшее направление работы учителя начальных классов. Младший школьный возраст – это период впитывания, накопления знаний. В этом возрасте идёт развитие высших чувств: нравственных, интеллектуальных, эстетических.
Учитель начальных классов СШ №48 в с.Сортобе Сауле Сабитовна Тойгулова в основу воспитательной работы ставит личность ученика. По убеждению педагога, литературное чтение обладает большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании младших школьников. В пример можно привеcти урок на тему: «Отаным-бақыт ордасы» (Моя родина – территория счастья). Целью урока является закрепление знаний по произведению Какимбека Салыкова «Отан» («Родина») и знакомство со стихотворением поэта Адибая Табыл «Қайырлы таң, балалар!» («Доброе утро, дети!»).
Организационный этап — важный момент для создания на уроке атмосферы, способствующей воспитанию патриотизма, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности. Представляя новый раздел «Моя Родина-Казахстан» учитель познакомила с темой и целью урока. Пробуждая интерес к содержанию урока, она предложила составить кластер на тему «Пожелание Родине», затем используя слова «мир» и «спокойствие» дети должны были сказать друг другу добрые пожелания.
При знакомстве с новым произведением был использован прием «Авторское кресло». В первом задании один ученик должен был выступить в роли автора и придумать продолжение рассказа. Затем, сидя на стуле, должен познакомить класс с биографией автора стихотворения Адибай Табыла. Ученикам предлагается прочитать стихотворение «Доброе утро, ребята!» и ответить на вопросы по тексту стихотворения: «Чем гордится персонаж? Как вы понимаете фразу «Безопасная Родина – наш приют»? Как изменили бы вы тему стихотворения, используя слово Родина? Найдите рифмованные слова в стихотворении.
Во втором задании ученики должны прочитать стихотворение и найти слова-эпитеты. Затем ответить на вопросы: «Что вы подразумеваете под выражением «Служение Родине»? Сформулируйте свои мысли и запишите их. Чем мы гордимся, когда говорим о Родине? Продолжите мысль стихотворения Какимбека Саликова «Отан» («Родина») и дополните стихотворение парой строк.
При закреплении пройденного материала почти все обучающиеся сумели определить тему произведения и основную мысль, аргументировали свои слова, цитируя фрагменты из текста, представляли творческую работу в виде чертежа и презентации. Почти все дети сумели найти в тексте стихотворения слова эпитеты и объясняли выражение «Служить Родине». Качество выполнения заданий оценивалось в соответствии с дескрипторами. Уровни достижения того или иного критерия, последовательно показывают все шаги учащегося по достижению наилучшего результата по каждому критерию и оценивают их определенным количеством баллов. Главным условием решения задач патриотического и нравственного воспитания учащихся на уроках литературного чтения является организация личностно значимого для ученика полноценного чтения и глубокого анализа художественных произведений. Дети учатся полноценно воспринимать художественный текст, осознавать его образную природу, сопереживать героям и автору, т.е. извлекать всю информацию, содержащуюся в произведении. Самое главное, чтобы ученики смогли с помощью воображения войти в нарисованную писателем жизнь, отозваться душой на переживания героев и соотнести со своей жизнью и своими переживаниями. Эти задачи на уроках литературного чтения решаются через следующие виды деятельности:
• осмысленное чтение художественных произведений;
• определение главной мысли художественного произведения;
• составление характеристик героев литературных произведений;
• построение диалогов;
• написание литературно-творческих работ;
• написание сочинений
• соотнесение иллюстраций и репродукций с литературными текстами;
• проектирование судеб героев;
• сравнительный анализ героев двух разных произведений;
• театрализация.
Главным воспитывающим средством является деятельность школьников на уроке, которая должна быть проникнута «самостоятельной мыслью и живым чувством» детей. Это размышления учеников над случаями из жизни людей, изображенных в произведении, их непростыми взаимоотношениями друг с другом, с природой, причинами и последствиями поступков человека, проблемами правды и неправды, дружбы и любви, счастья и несчастья и другими сложными вопросами жизни. Все это решается через анализ художественных произведений учениками-читателями на уроках литературного чтения, через осмысление и освоение детьми в процессе этой работы нравственных ценностей, заключенных в произведениях. Поэтому учителю необходимо актуализировать эти проблемы для всех учеников, организовать процесс их личностного освоения с соблюдением меры трудности.
Таким образом, в процессе систематической целенаправленной работы по формированию патриотических качеств младших школьников решаются следующие задачи:
-меняется отношение к уроку литературного чтения;
-меняется отношение к семье, родным и близким людям, воспитываются положительные личностные качества;
-проявляется более ответственное отношение к общественным поручениям, делам класса;
-проявляется активная гражданская позиция, стремление к справедливой оценке поступков других людей.
Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль литературного чтения в младших классах в этом плане невозможно переоценить.

Leave A Reply

Your email address will not be published.